Проблемы развития малого предпринимательства в россии. Число «крупных» малых предприятий резко сократилось

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СРАВНЕНИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ

Таштамиров Магомед Русланович 1 , Калаева Залина Зайналбековна 2
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», старший преподаватель кафедры «Банковское дело»
2 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», студентка 2 курса факультета экономики и финансов


Аннотация
Данная статья посвящена вопросам ведения и развития малого и среднего бизнеса. Раскрываются различные аспекты организации в России малого и среднего предпринимательства в сопоставлении с другими развитыми странами. Производится сравнение количественных и качественных характеристик ведения малого и среднего бизнеса Российской Федерации и стран Европы, США, Китая и Японии. Определены наиболее актуальные и фундаментальные проблемы в осуществлении предпринимательства малыми и средними формами хозяйствования. Без создания благоприятных условий ведения бизнеса в государстве невозможно обеспечить толчок экономическому росту и увеличению общественного благосостояния, а также социальной стабильности.

LEVEL OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN COMPARISON WITH THE DEVELOPED COUNTRIES

Tashtamirov Magomed Ruslanovich 1 , Kalaeva Zalina Zainalbekovna 2
1 Chechen State University, Senior Lecturer, Department banking
2 Chechen State University, Student faculty of economy and finance


Abstract
This article is devoted to questions of maintaining and development of small and medium business. Various aspects of the organization in Russia of small and average business in comparison to other developed countries reveal. Comparison of quantitative and qualitative characteristics of conducting small and medium business of the Russian Federation and the countries of Europe, USA, China and Japan is made. The most actual and fundamental problems in business implementation are determined by small and average forms of managing. Without creating favorable conditions of business in the state it is impossible to provide a push to the economic growth and increase in public welfare, and also social stability.

Библиографическая ссылка на статью:
Таштамиров М.Р., Калаева З.З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]..09.2017).

Бизнес – сфера приложения труда, капитала, земли и предпринимательских ресурсов. Термин «бизнес» и «предпринимательство» являются синонимами. В основе бизнеса (предпринимательства) в экономической деятельности лежит постоянный поиск решений поставленных задач с ориентацией на инновации, умение привлекать и использовать различные ресурсы. Для государства это один из важнейших элементов рыночной экономики. Решение многих экономических проблем (увеличение доходов в государственный бюджет, формирование конкурентной среды, занятость населения и т.д.) зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса.

Большой вклад в развитие экономики России вносит малый и средний бизнес. Крупные предприятия отличаются от малых тем, что крупные предприятия с одной стороны создают новые рабочие места, но с другой стороны сокращают некоторое количество рабочих мест путем автоматизации производства, в то время, как малые и средние предприятия создают для людей в тысячи раз больше рабочих мест. Это большой плюс, так как безработные люди получают новые рабочие места, решаются проблемы инфляции, рост уровень жизни населения, формируется средний класс, как гарант демократии. Соответственно развитие малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением в развитии экономики.

В таких странах как Китай, США, Япония и Европейский Союз (ЕС) малый и средний бизнес развивается намного быстрее, чем в России. В этих странах государство уделяет большое внимание предприятиям малого и среднего бизнеса, поддерживая их различными программами и льготами, например, в некоторых странах ЕС любой бизнес освобождается от уплаты налогов в первые 2 года, а также стоимость кредитных ресурсов низка в сравнении с российским бизнесом – 4 % и 20-25 % соответственно.

Таблица 1. Пороговые значения численности занятых на предприятиях в различных странах .

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше капиталовложений по сравнению с крупными предприятиями. Малые предприятия, в отличие от крупных, склонны к сбережениям и инвестированию. У малых предприятий больше мотивации и целей для достижения определенных успехов и это положительно сказывается на деятельности предприятий. К недостаткам малых предприятий относятся: риск неустойчивого положения на рынке, зависимость от крупных предприятий, недостатки в управлении делом, трудности в заимствовании финансовых средств и другие.

Так в России определение малого и среднего предпринимательства не соответствует определениям в других странах, например: США, Европа, Китай и др. Рассмотрим структуру малых и средних предприятий в современном Российском бизнесе.

По состоянию на 1 января 2015 г. по данным Росстата, учтенных органами государственной статистики в России зарегистрировано 4,9 млн. организаций.

Таблица 2. Количество предприятий в России с 2012 по 2014 г.

Исходя из данных таблицы 2 видно, что преобладающим числом предприятий являются микропредприятия. Наблюдается рост микропредприятий с 2012 по 2013 год на 68616 единиц. С 2012 по 2013 год происходит сокращение малых предприятий на 8532 единиц. А в 2014 году число малых предприятий, по сравнению с 2013 годом увеличилось на 990 единиц. По средним и крупным предприятиям с 2012 по 2013 наблюдается сокращение на 2015 единиц, а в 2014 году рост этих предприятий на 680 единиц.

Рис. 1. Занятость в предприятиях малого и среднего бизнеса по странам в 2013г.

По данным этого рисунка определено, что в таких странах как Италия и Китай обеспечивает рабочими местами 80% населения занятого в секторе малого и среднего предпринимательства, а в России этот показатель составляет около 30%.

Таблица 3. Маштабы развития предприятий малого бизнеса в зарубежных странах и в России

Как видно из таблицы 3 малые предприятия в России имеют самые низкие показатели развития в сравнении с развитиыми странами ЕС, США и Китаем. Имея третье место по количеству экономически активного населения среди данных стран, в России занятых в малом бизнесе лишь 21,4%, наименьший показатель. Лишь по показателю институциональной обеспеченности населения малыми предприятиями Россия опережает Китай, однако, причина в огромной численности населения Китая. Наиболее обеспеченной страной формами малых предприятий является США, как следствие, имея наиболее благоприятный климат по реализации малого бизнеса, доступности финансовых ресурсов, поддержки со стороны государства и т.д.

Низкие количественные и качественные показатели развития малых предприятий в России вызваны внутренними причинами.

Малые и средние предприятия постоянно сталкиваются с различными трудностями. Наиболее распространенные проблемы в России по малому и среднему бизнесу:

  • Административные: сложное законодательство, трудности в регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, контроль различными государственными органами и др.)
  • Налоговые: отсутствие налоговых каникул, высокие налоги для малого и среднего бизнеса
  • Недостаточная поддержка со стороны государства
  • Монополизм
  • Недоступность кредитов: высокие процентные ставки, отказ в выдаче кредита
  • Нехватка квалифицированных специалистов

Причины, тормозящие развитие предпринимательства:

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, из-за которых «тормозит» развитие малого и среднего предпринимательства:

  • Сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предприятий.
  • Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предприятий, отсутствие деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе.
  • Слабость действия механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малый и средний бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят предприятия на грань банкротства. К ним относятся отечественные предприятия, которые заняты в производстве товаров, предоставлении услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, цена которых растет.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития предпринимательства можно указать преимущества малого предпринимательства:

  1. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  2. Большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
  3. Невысокие расходы при осуществлении деятельности
  4. Больше возможностей реализовать свои идеи;
  5. Низкая потребность в первоначальном капитале

Автор считает, что несмотря на сложившуюся сложную политическую ситуацию в России, малый и средний бизнес развивается, но проблемы сохраняются. На сегодняшний день для развития в России малого и среднего бизнеса в Российской федерации существенную роль играет наличие и доступность финансовых ресурсов. В марте 2015 года президентом В.В. Путиным разработан комплекс мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России. Для стабилизации развития бизнеса в нашей стране будет создан антикризисный фонд в объеме около 234 млрд рублей.

Барьеры препятствующие развитию бизнеса:сложное законодательство, инспектирование и контроль предприятий различными органами власти, трудности в получении кредитов и высокая процентная ставка,инфляция, низкий уровень знаний предпринимателей, слабость действия государственной поддержки и др.

Для решения этих проблем государство должно оказывать всестороннюю поддержку, например:

  • Беспрепятственный доступ к капиталу
  • Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов
  • Снижение административных барьеров
  • Создание специальных организаций в каждом регионе (как в ЕС) по сближению компаний, которые содействуют в поиске партнеров,помощь в маркетинге и др.
  • Изменение отношений между чиновниками и предпринимателями.
Библиографический список
  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [Электронный ресурс] // Консультантплюс. URL:

За те годы, что мной подводятся традиционные итоги года для МСП, Россия успела основательно подсесть на углеводородную иглу, сформировать «дурные институты», построив формальную сословную систему с иерархическими отношениями. «Государство разделило общество на сословия, например, на административных государственных служащих, правоохранительных государственных служащих, бизнесменов, врачей и т.д., цель — для обеспечения распределения ресурсов между ними». - Симон Кордонский. Когда, к 2013 году, сырьевая модель экономики окончательно исчерпала себя, выяснилось, что правительство и президент многие годы отказывались замечать и своевременно реагировать на возрастающие диспропорции, структурные несоответствия в экономике, что и привело к сегодняшнему положению - в России структурный кризис. Он характеризуется структурными диспропорциями в бюджетной, социальной сферах, в реальном секторе, между государственным и негосударственным секторами, в госуправлении, в экспорте, в доле МСП в общем обороте, в расслоении по доходам и многом другом.

Минимальные сроки выхода из структурного кризиса – 4-5 лет, при условии понимания и активной работы на позитивный результат, а не «заговаривания» кризиса, как это делается сейчас. В этом смысле показателен Федеральный бюджет на 2016 год, где структурные диспропорции налицо, хотя это последний год, когда можно рассчитывать на подушку безопасности Резервного фонда.

Стабильность в обмен на лояльность уже не работает: доходы населения упали больше, чем на 10%, дефицитные региональные бюджеты с общим долгом 2, 5 трлн руб., тающая пенсионная система и многое другое.

Положение в бизнесе - аховое. Действия налоговиков напоминает продразверстку: поступления в бюджет обеспечиваются за счет штрафных санкций, более чем на 60%! Усиливается давление контролирующих органов, рост налогового бремени. Количество сидящих под стражей в 2015 году предпринимателей по статье 159 УК в полтора раза превышает 2012 год. Всё говорит о том, что неформальный общественный договор между бизнесом и властью («Вы не лезете в политику, а мы не мешаем вам обогащаться») разорван в одностороннем порядке, после чего бизнес стал «голосовать ногами». Москва заняла первое место в России по количеству закрывшихся субъектов предпринимательской деятельности, а поддержка протеста дальнобойщиков против тройного налогообложения, стала приобретать политическую окраску. Давит кризис, давит государство, что ведет к остановке экономической деятельности в регионах.

Тем не менее, индекс поддержки власти в 2015 году не падает.

Понятно, что положение пытаются нейтрализовать за счет «внешних шоков», хотя роста цен на углеводороды не предвидится. На что же делают ставку российские власти? Национальный приоритет – стать одной из ведущих мировых держав! Гражданам успешно навязывается новый общественный договор, базирующийся на ценностях патриотизма и веры в Великую Россию. Для его реализации все средства хороши (КРЫМНАШ, Новороссия, «Турецкий гамбит», Сирия). Главное – лояльность граждан и готовность отказаться от демократических институтов. Самоограничение. Никаких попыток разобраться в причинах провалов в экономике и найти реальный выход.

При этом мы потеряли большую часть союзников, оставшись практически в одиночестве.

Тем не менее, говорить о состоянии малого и среднего предпринимательства в 2015 году только в чёрных тонах, невозможно.

Положительные заявления, нововведения и результаты 2015 года :

Прошедший 7 апреля Государственный совет по вопросам развития малого и среднего бизнеса, многостраничный доклад «О мерах по развитию МСП в РФ», поручения президента, дали новую энергию инфраструктуре МСП.

Минэкономразвития утвердило стратегию развития Национальной гарантийной системы (НГС) поддержки малого и среднего предпринимательства, разработанную Агентством кредитных гарантий. До 2020 года гарантийную поддержку должны получить 146 тысяч предприятий МСП, а объем предоставленных гарантий, как предполагается, достигнет 899 млрд руб.

Появление проекта Стратегии развития МСП до 2030 года, попытки государства усовершенствовать документ с помощью экспертного сообщества, общественных структур.

Новый Фонд развития промышленности, который в ближайшие три года поддержит производственные проекты в стране на 18,5 миллиарда рублей, возглавил Алексей Комиссаров.

Государственные компании обязали закупать у представителей МСП 18% из всего количества приобретаемых товаров, услуг и работ.

МСП Банк запустил антикризисную программу для поддержки кредитования малого и среднего бизнеса. Объем средств составит 2 млрд. рублей на первом этапе. Результат – кредитные организации, партнеры банка, не будут повышать процентные ставки по уже выданным кредитам, изменять условия кредитования.

В.В. Путин подписал закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса, который устанавливается на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

С 1 июля в России заработал единый реестр проверок предпринимателей, оператором которого стала Генеральная прокуратура.

Государство создало Госкорпорацию МСП на базе Агентства кредитных гарантий, со средней зарплатой сотрудников в 288 000 руб. в месяц.

В послании Федеральному Собранию президент РФ предложил предоставить регионам России право снижать до нуля ставку налога на прибыль в рамках специальных инвестпроектов для предприятий, занимающихся импортозамещением.

Действие закона, об амнистии нелегального имущества и капиталов, введенного с 1 июля 2015 года, продлили ещё на полгода. Под амнистию подпадают нарушения, совершённые до 1 января 2015 года: незаконный вывод денег за рубеж, уклонение от таможенных платежей, налогов или сборов, а также создание так называемых фирм-однодневок.

Правительство РФ согласилось на введение до 1 января 2019 года моратория в отношении ряда неналоговых платежей предпринимателей и организаций.

Продолжена доработка проекта федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации.

Президент России подписал закон, обязывающий депутатов всех уровней, членов Совета Федерации, генпрокурора, руководителей СКР, Счетной палаты и аудиторов, а также ряда других категорий государственных служащих сообщать о конфликте интересов.

Россия в ответ на санкции будет развивать свободу предпринимательства внутри страны и кооперацию с другими странами.

Для поддержки отечественных товаропроизводителей запущен новый проект – знак «Сделано в России».

Компании с годовым доходом менее 400 миллионов рублей планируется освободить от проверок ФАС, связанных с антирыночными злоупотреблениями.

По большинству из названных 17 позитивных для бизнеса пунктов можно увидеть и оборотную сторону медали.

На один «улучшающий» закон – два «ухудшающих», или что негативного для МСП навязали и попытались навязать законодатели с чиновниками в 2015 году:

- «Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги» - Глава ВТБ Андрей Костин. Это первое честное заявление лица столь высокого статуса.

Рост ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года определил ставки по кредитам на 2015 год для МСП как запредельные.

- «Налоговая нагрузка в России выше, чем в странах Евразийского экономического союза, на 17 процентных пунктов, и выше, чем в странах БРИКС в среднем на 22 процентных пункта", - Алексей Улюкаев. И будет увеличиваться.

Системный банковский кризис и массовые нарушения банками требований ЦБ, за год привели к отзыву лицензий почти у 100 российских банков, что парализовало работу многих тысяч предприятий МСП и ИП, и поставило пострадавших на грань банкротства. Двадцати семи банкам государство выделило почти 1 трлн руб. на докапитализацию.

- «92% госсубсидий получили 22 семьи агрохолдинговых олигархов» - фермер Василий Мельниченко. Министром сельского хозяйства стал один из представителей такой «семьи». Фермер из Курской области Анастасия Долгополова пообещала сжечь свой урожай из-за долгов и отказа государства от поддержки малых фермеров.

Оборот розничной торговли в России снизился в годовом исчислении почти на 13%, что стало рекордным падением за 20 лет. В этом секторе работает около 50% МП и порядка 80% ИП.

Система «Платон» - тройное налогообложение бизнеса. Президент Сбербанка Герман Греф, говоря о необходимости экономических реформ, начать которые необходимо с самого аппарата управления, допустившего серьезный сбой - плата на автодорогах. «Но как это сделано – недопустимо. Результат – влияние на логистику, цены, ассортимент. Даст инфляцию в 1,5%!» Но главное – это потеря доверия бизнеса!!! «Платон» - это еще и наглядный пример передела рынков в пользу олигархов второй волны, пострадавших от санкций.

Депутаты фракции "ЕР" в ГД внесли репрессивный проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в котором прописаны причины, которые могут привести к наказанию в виде ликвидации бизнеса, а также новые размеры штрафов для бизнеса.

Представители «ЕР» предлагают расширить полномочия Федеральной налоговой службы, чтобы налоговики имели возможность самостоятельно признавать законность или незаконность сделок и дооблагать их налогами.

С 01 июля в Москве начал действовать торговый сбор – фиксированный обязательный платеж для торговли в столице.

- «Издержки российского бизнеса от соблюдения бюрократических процедур составляют до 789 млрд руб. в год» - МЭР.

Рост силового давления на бизнес. «Сейчас под стражей почти в два раза больше предпринимателей, чем в 2012 году» - Борис Титов

За зарплату в конверте предлагается сажать руководителей на срок до 3-х лет. В случае введения уголовной ответственности могут закрыться до 70% малых предприятий.

Правительство РФ внесло вГосдуму законопроект, которым вводится уголовная ответственность занеуплату страховых взносов вгосударственные внебюджетные фонды.

Почти ничего не меняется: инвестиции в ТЭК – 30%, а в реальную экономику – 3%.

- «Федеральная Антимонопольная служба с определенного момента стала работать не за, а против конкуренции. Основным направлением ее деятельности, объектом преследования стал именно малый и средний российский частный бизнес. Мы провели исследование, согласно которому 56% дел, которые дошли до суда, ФАС возбудила именно против малого и среднего бизнеса. По делам, которые до суда не дошли, доля малого и среднего бизнеса - 80%» - Алексей Ульянов

Один из самых криминальных и коррупционных рынков в России – алкогольный, что контролируется руководителем Федеральной службы России по регулированию алкогольного рынка Игорем Чуяном. Пока в стране нет силы, способной противостоять существующим на рынке ОПГ. По данным ответственного за подготовку Госсовета по МСП губернатора Владимира Груздева, ресурсом для поддержки МСП могло бы стать администрирование водочного актива. Сегодня в стране собирается 150-160 млрд. рублей, а можем довести эту сумму до 500 млрд. руб. Только представьте, какие деньги не контролируются государством на этом рынке – 350 млрд. рублей!

Шокировать малый бизнес – стало нормой 2015 года: «В России с осени могут отменить институт индивидуального предпринимателя. Власти считают, что форма ИП не должна предполагать возможности найма сотрудников, а все остальные должны стать малыми предприятиями». Решение вопроса – дело времени.

Падение промышленности достигло рекордных с 2009 года темпов.

Роспотребнадзор получил право проводить внезапные проверки бизнеса, в частности, супермаркетов, ресторанов и производителей продуктов питания. Основание – жалоба.

В Республике Крым количество индивидуальных предпринимателей сократилось. Представители бизнеса просят власть принять срочные меры для спасения малого и среднего предпринимательства.

Антипредпринимательская (в том числе налоговая политика) привели к существенному росту выпуска фальсифицированной продукции в различных производственных секторах России. Так по данным Россельхознадзора около 80% сыра является фальсификатом.

Защитить свои интересы пытались предприниматели Кировской, Рязанской, Москвы и других областей. Доходило до голодовок протеста и задержаний протестующих.

Московские власти весь год продолжали уничтожение НТО и павильонов, демонтировали объекты в переходах Метрополитена. В результате тысячи работников в кризис лишились работы. В день проведения Госсовета по поддержке МСП, на Суворовской площади тысячи предпринимателей и их работников провели митинг протеста против губительной для МБ политики московских властей, против передела рынка подземной торговли. Появился новый термин «Госларьки» как символ победы государственного над частным.

26 мая в свой профессиональный праздник, День предпринимательства, десять наших коллег в футболках «Хватит душить малый бизнес!» были незаконно задержаны полицией на Триумфальной площади. Судебные решения большинства потерпевших удивительным образом исчезли в судебной канцелярии.

Негативные сигналы по уничтожению малого торгового бизнеса, которые подают московские власти региональным, ведут к ухудшению положения частного бизнеса и в без того дотационных регионах. Хотя, есть и положительный для передачи московский опыт – бесплатный wi - fi на городских кладбищах.

Репрессивная политика будет продолжаться, что подтверждается не только десятками тысяч антипредпринимательских законодательных актов, выходящих из министерств и ведомств. Подтверждением этой политики является заявленная в послании Владимира Путина необходимость изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель, что больше подходит под советский принцип «Отнять и поделить», нежели под рыночные механизмы. Опыт подсказывает, что в первую очередь, землю отнимут у тех малых фермеров, кто оказался в кризисе и не смог последнее время сеять из-за избирательной государственной экономической политики, а крупный бизнес гарантированно откупится.

Весь 2015 год в государстве формировались десятки стратегий развития различных секторов и сфер деятельности до 2030 года. Такой разработкой занимались и в сфере МСП. Получается, что чиновники за бюджетные деньги формировали перспективу жизни предпринимателей до 2030 года и делали это бездарно. При этом, провалив программы и планы развития МСП в России за последние 20 лет. Никто не отчитался и никто не ответил за провалы политики. Пока побеждают лишь «Рога и копыта».

Возникает справедливый вопрос: может быть, сначала создать стратегию развития страны, сформировать план выхода из страшного структурного кризиса, в котором оказалась Россия? Прописать в нем, в том числе, роль МСП? Почему нам пытаются втюхать продукт «второй свежести» от специалистов РАНХИГС, давно дискредитировавшей себя разработками нынешней модели экономики?

Сил хватило на перечисление лишь 25-и негативных пунктов из отобранной за год сотни. Если верить данным доклада к Госсовету по МСП, то в стране в день выпускается примерно около 20 отрицательно влияющих на бизнес законодательных актов различных уровней. Как при такой политике можно говорить о развитии предпринимательства?

Для этого необходимо убирать диспропорции во взаимоотношениях государство – общество – бизнес, что означает – глобальные политические реформы.

Исследователи говорят о различиях в этих взаимоотношениях в разных странах: «В США и Англии доминирует бизнес. Во Франции и Германии – равновесие бизнеса и власти. Австралия и Новая Зеландия – общество играет огромную роль - все методы контроля за государством приходят оттуда (например, оценка регулирующего воздействия). В Скандинавии бизнес лавирует между обществом и государством (социал-демократия). В России власть доминирует» - Александр Аузан.

В мире есть положительные примеры для превращения России из авторитарного в демократическое государство. У нас сложились все условия для проведения глобальных реформ. Необходимо признаться себе, что путь через так называемое возвеличивание России и псевдопатриотизм, вместо глобальных реформ, отбросит страну на несколько десятилетий в тоталитаризм и превратит нас в современную Северную Корею, а это путь в никуда. Альтернатива такому пути есть.

Сегодня ответственные представители общества, бизнеса и государства должны сесть за стол переговоров и сформулировать новый договор, ведущий Россию к процветанию.

Илья Хандриков 11.01. 2016

В данной статье затрагивается проблема развития и эффективного функционирования малого бизнеса в России на современном этапе социально-экономического развития. А также поднимается вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

Вообще, малое предпринимательство является двигателем рыночной экономики во многих странах. Однако в России его роль значительно недооценена.

Начнем с определения: малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Для деятельности малых предприятий характерен небольшой масштаб производства и, соответственно, невысокая доходность, по сравнению с крупными предприятиями. Численность работников малого предприятия, включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера должна составлять:

  1. от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
  2. до 100 человек включительно - для малых предприятий, при том до 15 человек - для микропредприятий.

Также денежный оборот средних предприятий не должен превышать 2 миллиардов рублей, малых предприятий- 800 миллионов рублей, микропредприятий- 120 миллионов рублей.

В настоящее время (с 1 августа 2016 года)начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (далее - Реестр). Реестр ведётся Федеральной налоговой службой (ФНС) и размещен на её сайте в свободном доступе. Данный Реестр позволяется получать сведения о предприятии в режиме реального времени с любого устройства по ИНН, ОГРН, ОГРНИП, ФИО ИП или наименованию организации. Реестр МСП позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать налоговые льготы без их бумажного подтверждения, а также беспрепятственно участвовать в госзакупках.

Данные Реестра отображают не совсем точную информацию о состоянии малого предпринимательства в России. Им не учтены те предприятия, которые находятся «в тени», деятельность которых практически крайне сложно отследить.

По официальным данным Реестра численность субъектов малого бизнеса в России на 10 декабря 2016 года составляет 5 841 509 предприятий, в которых занято 15 922 438 работников (не включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера), что составляет 10,8% от всего населения Российской Федерации. При том самое большое количество малых предприятий (1 759 400 предприятий) зарегистрировано по центральному федеральному округу (Рисунок 1.).

Рисунок 1. Субъекты малого бизнеса в России

Малый бизнес - наиболее важный элемент рыночной экономики. Без него невозможно создание рыночной структуры экономики.Малый бизнес не только участвует в развитии экономики страны в целом, но и содействует научно-техническому прогрессу и выполняет большую социально-экономическую роль. Преимущества малого бизнеса перед крупным заключается в его гибкости и адаптивности к внешним постоянно изменяющимся условиям рынка, за счет небольшого масштаба. Малое предприятие в большей степени способно ориентироваться на потребителя.

Значение малого бизнеса для рыночной экономики невозможно преувеличить. Во-первых, субъекты малого предпринимательства участвуют в создании ВВП страны. Так, например, в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 %, в то время как в США вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 35 %.При том малые предприятия участвуют в создании ВВП как напрямую, так и косвенно- в качестве «помощника»крупного предприятия.

Во-вторых, увеличение субъектов малого предпринимательства способствует усилению конкуренции на рынке, что стимулирует работу всех предприятий на рынке и ведет к научно-техническому прогрессу, за счет создания новых изобретений, и развитию экономики в целом.

В-третьих, малый бизнес является одним из источников формирования бюджетов всех уровней. Он является одним из источников налоговых поступлений. Предприниматели совершают налоговые отчисления в бюджет с прибыли своих организаций, а также малый бизнес является источником доходов для физических лиц - работников предприятий.

В-четвёртых, малый бизнес играет большую социально-экономическую роль, путём создания новых рабочих мест, тем самым сокращая уровень безработицы в стране.

В-пятых, малый бизнес способствует развитию денежно-кредитной системы страны. Ведь основным источником финансирования деятельности малых предприятий являются банки и небанковские кредитные учреждения. Спрос на кредитные деньги со стороны малого бизнеса стимулирует движение денежных потоков и увеличение денежной массы с помощью эффекта денежного мультипликатора.

Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, малый бизнес является одним из важнейших элементов любой хозяйственной системы и составляет структуру рыночной экономики, выполняя функции по стимулированию работы рынка, являясь источником налоговых поступлений, создавая новые рабочие места и препятствуя безработице, участвуя в создании ВВП страны и способствуя развитию денежно-кредитной системы страны.

В России малый бизнес находится на низком уровне развития относительно более развитых стран. А условия для его развития являются неблагоприятными. В рейтинге «Doing Business» , где даётся оценка благоприятности условий для ведения малого бизнеса, проводимая Всемирным банком в рамках проекта «Ведение бизнеса», в 2016 году Россия заняла39 место (Таблица 1.), поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года.

Новая Зеландия

Сингапур

Республика Корея

Норвегия

Великобритания

Македония

Финляндия

Австралия

Германия

Ирландия

Исландия

Малайзия

Португалия

Чешская Республика

Нидерланды

Словения

Швейцария

Словакия

Казахстан

Беларусь

Малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию. В первую очередь- это недоступность кредитных ресурсов. Подавляющее большинство начинающих предпринимателей не имеют собственного капитала, достаточного для начала осуществления предпринимательской деятельности. В качестве источника финансовых ресурсов чаще всего они выбирают банк. Но, к сожалению, получить кредит на развитие малого бизнеса не так-то просто. Зачастую банки отказывают в выдаче кредитов малым предпринимателям, опасаясь невозврата денежных средств. На то банки имеют также ряд объективных и субъективных причин:

  • слабая государственная поддержка малого бизнеса в России;
  • ненадёжность и размытость бизнес-плана, предлагаемого предпринимателем;
  • нестабильная экономическая ситуация, экономический кризис, высокий уровень инфляции;
  • плохая кредитная история или её отсутствие у предпринимателя (в случае отсутствия кредитной истории, банк не имеет сведений о порядочности предпринимателя и рискует не получить обратно сумму кредита);
  • малый срок (или его отсутствие) работы в малом бизнесе.

В таблице 2 представлены условия кредитования малого бизнеса некоторыми банками.

Таблица 2. Условия кредитования малого бизнеса в России


Как видно из таблицы, процентная ставка по кредиту довольно высока, при том, что в странах Европы она в 4 раза ниже (средневзвешенная ставка около 4%), что свидетельствует, опять же, о не благоприятности условий развития малого бизнеса в России относительно более развитых стран.

Следующей проблемой на пути предпринимателя становится высокая налоговая нагрузка. При условии, что предпринимателю все-таки удалось получить кредит под довольно высокую процентную ставку, следующим препятствием развитию бизнеса является уплата налогов. Безусловно, государство пытается решить данную проблему, вводя специальные налоговые режимы, но, тем не менее, предпринимателю становятся недоступны некоторые виды деятельности, он вынужден быть ограничен в числе штатных сотрудников, а такое ограничение как запрет на открытие филиалов и представительств вообще делает невозможным развитие бизнеса.

Перечисленные проблемы являются составляющими денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства. Из этого следует, что со стороны государства поддержка малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.

Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России предусмотрено расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других). Данная мера призвана стимулироватьреализацию механизмов государственно-частного партнерства, что благоприятно скажется на развитии малого предпринимательства в Российской Федерации.

Еще одной проблемой развития малого предпринимательства в России является острая нехватка квалифицированных кадров, которые смогли бы обеспечить конкурентоспособность предприятий. В последнее время наблюдается тенденция гуманитаризации образования. Специалистов технических специальностей становится все меньше и меньше. Все больше молодежь, в качестве будущей профессии, выбирает такие направления как государственное и муниципальное управление, управление кадрами, экономика, юриспруденция, менеджмент. Рынок труда переполнен экономистами, юристами, менеджерами, управленцами. Представителей же технических прикладных наук, таких как химия, физика, биология, способных на изобретение технических новшеств и выведение предприятия на новый уровень конкурентоспособности, острая нехватка. Многие потенциально перспективные молодые люди, «задыхаясь» от своих знаний, не зная, где их правильно применить, или же сталкиваясь с низким уровнем оплаты труда, уезжают заграницу. Происходит так называемая «утечка кадров».

Государство пытается решить эту проблему разными способами, например, увеличение бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на технические специальности. Также при проведении процедуры ЕГЭ для школьников уже стоит вопрос о введении обязательного тестирования по физике. Но, на данном этапе, тенденция гуманитаризации образования всё же остается актуальной. Таким образом, нехватка квалифицированных кадров становится препятствием для развития малого бизнеса в России.

Органы статистики в Российской Федерации ежегодно отслеживают динамику демографии организаций путём подсчета коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.

Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. Коэффициент рождаемости организаций за период с 2005- 2015 гг. изображен в Таблице 3.

Таблица 3. Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций



Как видно из Таблицы 3, самое большое значение коэффициента рождаемости организаций зафиксировано в 2006 году. Самое низкое значение коэффициента - в 2009 году. Это связано с кризисной ситуацией, возникшей в 2008 году. В течение нескольких последних лет коэффициент рождаемости несущественно снизился в 2014 году, также в связи с экономическим кризисом. Но, как мы видим, в 2015 году ситуация заметно улучшилась, и коэффициент рождаемости увеличился на 10,6 ед.

Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. (Таблица 4)

Таблица 4. Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций



Как мы видим из Таблицы 4, минимальное значение коэффициент ликвидации организаций принимал в 2005 году. Максимальное значение- 89 ед., было зафиксировано в 2012 году. В кризисный 2014 год коэффициент также принимал высокое значение, однако уже в 2015 году снизился на 17,3 ед.

Сопоставление коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций изображены на рисунке 2.


Рисунок 2. Демография организаций в целом по России с 2005 по 2015 г.

Как видно из Графика 1, ситуация рождаемости и ликвидации организаций была наиболее стабильной в период с 2005 по 2010 год, когда коэффициент ликвидации изменялся пропорционально относительно коэффициента рождаемости организации. Однако в период с 2011 по 2014 год коэффициент ликвидации сильно приблизился к коэффициенту рождаемости, что свидетельствует о неблагоприятном положении малого бизнеса в России, в связи с экономическим кризисом. В 2015 году значения коэффициентов снова начали расходиться и стремиться к нормальному значению. Также в 2015 году в рамках программы импортозамещения, из-за введения продовольственного эмбарго, начали возникать малые предприятия и организации, производящие продукцию, входящую в «санкционный» список. Таким образом, экономический кризис 2014 года, в каком-то смысле стимулировал возникновение российских малых предприятий.

Чтобы создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, государство должно серьезную поддержку предпринимателям. В первую очередь государство должно скорректировать меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей к созданию и развитию бизнеса. Можно обратить внимание на зарубежный опыт поддержки малых предпринимателей. Например, в Японии основа финансирования малых предприятий - «мягкие» займы, суть которых в сокращении процентной ставки по кредиту на 50%. Так вместо 4-8% предприниматель получает кредит по 2-4%. Также со стороны государства в Японии особую поддержку получают низкорентабельные предприятия. Этим государство старается поддержать сильную конкуренцию на рынке.

Примером поддержки малого бизнеса с точки зрения налогово-бюджетного регулирования является Германия. Где с 1978 года действует программа поддержки малых и средних предприятий, по которой вновь созданные организации получают беспроцентный налоговый кредит сроком на 2 года. Таким образом, предприятие может не уплачивать налоги 2 года, а по истечении этого срока, когда оно уже будет успешно работать, вернуть долг государству.

На мой взгляд, адаптация зарубежного опыта в области денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования на российские условия наряду со становлением механизмов государственно-частного партнерства (в частности система государственных закупок) поможет развитию малого бизнеса в России.

Чтобы малые предприятия работали эффективно, нужны квалифицированные работники. Я считаю, что, чтобыобеспечить все предприятия квалифицированными кадрами и в целом обеспечить наиболее высокий уровень образованности населения, необходимы реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Важно развивать у школьников знания по фундаментальным и прикладным наукам, программированию, чтобы в будущем они смогли обеспечить изобретение новых технологий, нововведения, приводящих к научно-техническому прогрессу.

Российский малый бизнес ещё нуждается в мощной поддержке со стороны государства, но уже находится на пути становления. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России- важный шаг к становлению и развитию рыночной экономики.

Литература

  1. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru.net/podd/podd22.html . (дата обращения 17.12. 2016)
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ . (дата обращения 21.12.2016).
  4. Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2011. № 5. С. 92-97.
  5. Сайт Всемирного банка. Оценка Бизнес Регулирования «Doing Business» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 01.03.2017).
  6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года; Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2017).

В 2015 году число занятых в малом бизнесе в Москве упало впервые за 4 года. Выручка сегмента, по данным Мосгорстата, не сократилась, но предприниматели считают, что ситуация хуже, чем показывает официальная статистика

​Что показывает статистика

23 марта 2016 года Мосгорстат опубликовал оперативную информацию о деятельности малого предпринимательства в Москве в 2015 году, из которой следует, что занятость в этом сегменте впервые с 2012 года начала сокращаться. На конец 2015 года в малом и среднем бизнесе работало 771,6 тыс. человек, что на 20 тыс. человек (или 2,6%) меньше, чем годом ранее. Наибольшее падение занятости произошло в строительстве (на 7 тыс. человек) и торговле (5 тыс. человек).

Сократился на 3,4% и другой важнейший для малого бизнеса показатель — оптовая и розничная торговля, на которую приходится 60% нетто-выручки (объем продаж товаров, работ и услуг в действующих ценах) всего сегмента. Сама нетто-выручка малых предприятий все же выросла, но всего на 3,3%, до 4,2 трлн руб. В 2014 году рост к 2013 году составил 8,8%. Небольшой рост удалось показать только благодаря приросту выручки строительных компаний (на 28%) и в сегменте операций с недвижимостью (на 8%).

Инвестиции малых предприятий Москвы в основной капитал в 2015 году упали более чем вдвое — с 9,2 млрд руб. в 2014 году до 4,9 млрд руб.

«Данные Мосгорстата отражают реальность со смягчением в три раза, — сказал РБК член президиума генсовета «Деловой России» Эдуард Гулян. — По нашим наблюдениям, падение среднего чека и их количества в Москве в 2015 году составило не менее 10%». Председатель комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский также считает, что ситуация хуже, чем ее видит Мосгорстат. «Снижение выручки составили 10-15%, несмотря на рост цен из-за инфляции, — заявил он РБК. — Продажи алкоголя упали на 20-30% в денежном выражении, а многие предприниматели жаловались, что в канун 2016 года не было обычного предновогоднего всплеска продаж».

Что говорит бизнес

«Данные о падении выручки значительно занижены, — считает владелец интернет-магазина по оптовой продаже косметики и бытовой химии CityNature Михаил Пестерев. — Мы фиксируем у себя снижение выручки, связанное с закрытием розничных магазинов. Безусловно, это сопровождается и сокращением штата: нередко собственники магазинов увольняют продавцов и администраторов торговых точек, сами встают за прилавок обслуживать покупателей».

«2015 год закончился для меня ужасно: падение продаж во втором полугодии составило 50%, — рассказывает основатель рыбного магазина «Хариус Хаус» Сергей Захаров. — Для моей продукции, деликатесной рыбы, Новый год как 8 Марта для цветов, но продажи были катастрофические, таких не было ни в один из прошлых предновогодних сезонов».

Ольга Косец, совладелица швейного производства «Софиано» (производство в Краснодарском крае, продажа с оптового склада в Москве) считает, что в торговле продуктами и товарами первой необходимости наблюдается мощный спад товарооборота, который Мосгорстат «каким-то образом скрывает». «Наша фабрика сейчас работает далеко не на полную мощность из-за отсутствия спроса на, казалось бы, востребованную продукцию — мужские брюки, — рассказывает Косец. — Выручка по сравнению с 2014 годом упала в пять раз».

В департаменте экономической политики и развития Москвы пообещали РБК предоставить комментарий позже.

Как начался 2016-й

Ситуация в начале 2016 года по сравнению с прошлым стала намного хуже, считают предприниматели. «Если раньше в случае закрытия магазина на его месте в течение месяца открывался новый, то сейчас все чаще закрытые площади простаивают — это можно заметить, заглянув в любой торговый центр и на любую торговую улицу», — говорит Пестерев из CityNature. Выручка его компании в январе—марте 2016 года снизилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. «Мы вынуждены оптимизировать персонал: вместо москвичей привлекаем сотрудников для удаленной работы из других регионов РФ, — рассказывает Пестерев. — Они работают с клиентами из дома в другом регионе, где зарплаты вдвое-втрое ниже московских».

По словам Захарова из «Хариус Хауса», в первом квартале 2016 года продажи упали на 15% по сравнению с первым кварталом 2015 года. «В январе 2016 года пришлось закрыть один магазин и сократить человека, который там работал», — сожалеет предприниматель.

Из опрошенных РБК малых предпринимателей не заметил снижения выручки только владелец столичного цветочного магазина «Без роз» Артем Колпаков. «Люди продолжают покупать цветы даже после 8 марта, что удивительно, поскольку по рынку в целом чувствуется снижение морального духа», — говорит он.

Алексей Каневский из московского отделения «Опоры России» отмечает, что в первом квартале в столичной торговле все-таки отмечался небольшой рост. «Но говорить о том, что это стабилизация, пока рано, — отмечает он. — Летом небольшой торговый бизнес столицы столкнется с необходимостью продавать алкоголь через ЕГАИС, что может привести к закрытию тысяч небольших торговых точек, которые не потянут новые, пусть и небольшие, расходы в условиях сокращающегося спроса».

«Нужно говорить не о сокращении малого бизнеса, а об изменении его организационной формы. Когда статистика говорит о малом бизнесе, она говорит только о юридических лицах. Конечно, сокращение платежеспособного спроса влияет на торговлю, в том числе на малый бизнес. В то же время сокращение количества малых предприятий сопровождалось в прошлом году колоссальным ростом ИП, и это в статистике не отображено. Мы видим, что бизнес просто меняет статус юридического лица на более выгодную форму - ИП», - такой комментарий через два дня после публикации этой статьи предоставила РБК пресс-служба Департамента экономической политики и развития города Москвы.

I квартал текущего года, согласно данным Росстата, отметился сильным сокращением числа малых предприятий (без микропредприятий) и их работников. В то же время, в целом за внешне слабыми показателями по обороту и капитальным инвестициям есть виды экономической деятельности, МП которых здорово нарастили и выручку, и капвложения.

Читатели, видимо, уже поняли, что речь пойдет об основных показателях деятельности только малых предприятий - юридических лиц с численностью сотрудников свыше 15 и до 100 человек и годовым оборотом с верхним лимитом в 800 млн руб.

Итоги I квартала таких МП представлены в таблице, но ее данные мало о чем говорят без их оценки в динамике. Ее же попытка приводит к выводу, что со II квартала по конец 2015 г. число малых предприятий увеличилось всего на сотню и количество их работников тоже подросло незначительно. А вот все самое интересное по этим показателям случилось именно в I квартале 2016 г. Поэтому по количеству малых предприятий и их работников сравнение проведем с результирующими данными за 2015 г., а по обороту и инвестициям в основной капитал - относительно I квартала прошлого года.

Итак, в I квартале этого года число «крупных» МП составило округленно 172 800, и неожиданно оказывается, что по сравнению с итогом за 2015 г. их количество сократилось на 69 900, или на 28,8% - больше чем каждое четвертое предприятие «почило». Особенно людей жаль - численность работников малых предприятий снизилась на 1 395 300, на 21% - каждый пятый и более.

По представленным Росстатом видам экономической деятельности относительные изменения за I квартал количества МП и их работников выглядят так:

    сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - –18,2 и –14,4% соответственно;

    рыболовство, рыбоводство - без изменений и –3%;

    добыча полезных ископаемых - –16,7 и –10,1%. В частности, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - –25 и +7,3%;

    обрабатывающие производства - –22,4 и –14%;

    производство и распределение электроэнергии, газа и воды - –17,65 и –6,4%;

    строительство - –32,6 и –24,5%;

    оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - –28,2 и –15,1%. Из них: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт - –22,7 и –10,7%; оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - –28,7 и –12,1%; розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования - –28,6 и –19,7%;

    гостиницы и рестораны - –17 и –19,1%;

    транспорт и связь - –29,8 и –23,1%; в частности деятельность железнодорожного транспорта - –50 и +14,9%, связь - –31,25 и –26,2%;

    операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - –38,5 и –33,6%; в частности научные исследования и разработки - –46,7 и –44,2%;

    образование - –33,3 и –27,8%;

    здравоохранение и предоставление социальных услуг - –23,8 и –26,55%;

    предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - –31,6 и –23,3%.

Как видим, в представленных данных есть даже два положительных значения: при относительно сильном сокращении числа МП выросла численность работников в добыче углеводородов и на железнодорожном транспорте.

Заметим, что для более объективного восприятия приведенных расчетов стоит учитывать масштаб сравнительной базы - нередко небольшие в абсолютном выражении изменения могут приводить к впечатляющим относительным подвижкам в силу ее малости. В данном случае яркий тому пример - сокращение количества железнодорожных МП на сотню привело к уполовиниванию их рядов.

Если это учитывать, то можно заметить, что хуже статистика по тем видам деятельности, которые ближе к конечному потребителю, к кошелькам населения - строительство, недвижимось, торговля, услуги. Что и понятно.

Два случая, думается, заслуживают отдельных слов. У сельскохозяйственных МП сокращение их численности и персонала на общем фоне не столь большое, но и маленьким его не назовешь, особенно учитывая, что действующее эмбарго на продукты питания из известных стран дало селу отличную фору. По этому поводу стоит напомнить, что в сельхозпроизводстве немало лет доминирует тенденция, поддерживаемая государством, на развитие крупных производств. Малый же сельхозбизнес, как показал еще прошлый кризис, «мельчает».

И второе. Малые предприятия, ведущие исследования и разработки, напрямую от доходов россиян, конечно, не зависят, и почти двойное сокращение их численности и сотрудников можно объяснить разве что кризисным падением финансирования НИОКР со стороны государства и корпораций. Что печально.

Но посмотрим теперь, что у малых предприятий с оборотом и инвестициями в основной капитал.

По сравнению с I кварталом 2015 г. оборот МП в январе - марте этого года подрос на 1,15%. Цифра слабая, а учитывая, что его объем приводится в действующих ценах, считать ее можно даже отрицательной. Для сравнения: по официальной статистике, потребительская инфляция в I квартале 2016 г. в годовом сопоставлении составила 8,4%.

Между тем не угнаться инфляции за приростом оборота МП в сельском хозяйстве - +28,3%, в рыболовстве - +30,1%, добыче - +29,1%. Даже в обработке его увеличение выше ее уровня - +9,7%.

Вообще, показательнее назвать виды деятельности, квартальная выручка малых предприятий которых в годовом измерении сократилась. Это строительство (–3,9%), розничная торговля (–5,3%), гостиницы и рестораны (–10,4%), операции с недвижимостью, аренда и услуги (–11,7%), увы, наука с разработками (–25,6%), образование (–36,4%), здравоохранение и социальные услуги (–34,5%), прочие услуги (–5,9%). Таковы прямо очевидные жертвы падения доходов населения.

Капитальные инвестиции МП в I квартале, следуя в общем русле инвестиционной апатии, сократились год к году на 3,9%. Однако стоит напомнить, что в целом по экономике они снизились в январе - марте на 4,8%. Причем по видам деятельности нашлись МП, проявившие инвестиционный «героизм».

Так, в рыболовстве и рыбоводстве они увеличили капитальное инвестирование в три раза, в обработке - на 27%, в строительстве - на 4%, на транспорте и в связи - на 12,5% (связь - +66,7%).

Первая тройка инвестиционных антилидеров - исследования и разработки (–71,4%), розничная торговля (–55,6%) и торговля автотранспортом (–53,85%). По укрупненным видам деятельности в лидерах по относительному сокращению капитальных инвестиций - предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (–50%), гостиницы и рестораны (–50%) и добыча полезных ископаемых (–45,5%).

Отметим, что даже в сельском хозяйстве, которому по названным выше причинам открыта «зеленая улица», малые предприятия в I квартале снизили капвложения в годовом сопоставлении на 4,3%.

В заключение еще раз вспомним о сокращении числа МП. Падение всего за квартал почти на 29%... И это после того, как с июля 2015 г. для отнесения предприятия к малым вдвое увеличили норматив по обороту и значительно ослабили ограничения по участию в их уставном капитале. Совсем другого ожидалось. Хорошо бы увидеть, что параллельно происходило с микропредприятиями, с малыми «индивидуалами». Но под пристальное изучение статистиков они попадают раз в пять лет, а предварительные результаты сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса в 2015 г. должны появиться лишь к концу текущего года. Хотя и так очевидно, что малому бизнесу сейчас очень несладко.

Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в I квартале 2016 г.

Число предприятий

Инвестиции в основной капитал

в % к итогу

млрд руб.

в % к итогу

млрд руб.

в % к итогу

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

в том числе:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

деятельность железнодорожного транспорта

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

из них научные исследования и разработки

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Публикации по теме