Регулирование денежного обращения в россии. Регулирование денежного обращения

Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск других денежных единиц. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.

Исключительное право выпуска наличных денег, изъятия из обращения принадлежит Банку России. Видами денег, ющими законную платежную силу, являются: банковые билеты (банкноты) и металлическая монета, которые обмениваются активами Банка России.

Помимо Банка России эмиссионные операции выполняются Федеральным казначейством, выпускающим мелко купюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).

Правительство РФ совместно с Банком России разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Планирование денежного обращения осуществляется на основе прогнозных расчетов баланса денежных доходов и расходов населения и прогнозов кассовых оборотов.

Регулирование денежного обращения в России осуществляет Банк России. Кроме выпуска наличных денег Банк осуществляет:

  • создание резервных фондов банкнот и монет;
  • определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • замену и уничтожение денежных знаков;
  • утверждение правил кассовых операций.

Для регулирования денежного обращения Банк России вправе использовать целый комплекс инструментов и методов денежно-кредитной политики.

  1. Установление процентных ставок по операциям Банка России. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, на основе которых он осуществляет свои операции (ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др.).
  2. Изменение нормативов обязательных резервов, представляющих собой беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Изменяя нормативы обязательных резервов, Банк России изменяет количество денег в обращении. Увеличение нормативов означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении нормативов увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые ими предоставляются в кредит.
  3. Операции на открытом рынке, предполагающие участие Банка России в сделках по покупке или продаже государственных ценных бумаг с целью изменения конъюнктуры рынка денег.
  4. Рефинансирование кредитных организаций, дставляющее собой кредитование Банком России коммерческих организаций, в том числе и переучет векселей.
  5. Валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банкрм России иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег.
  6. Установление ориентиров роста денежной массы, осуществляемое Банком России исходя из основных напревший единой государственной денежной кредитной политики.
  7. Прямые количественные ограничения, связанные с установлением лимитов на рефинансирование банков, проведением кредитными организациями отдельных банковских операций.
  8. Эмиссия облигаций, заключающаяся в том, что Банк России от своего имени может осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие денежного обращения…………………………………………………..…4

Регулирование денежного обращения………………………………………..…….6

Бюджетная политика государства…………………………………………………. 9

Доходы бюджетов разных уровней……………………………………………….11

Расходы бюджетов разных уровней………………………………………………14

Основные проблемы и направления совершенствования

бюджетной политики в РФ………………………………………………….……..17

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованных источников……………………………………………...21

Введение

Тема данного реферата очень актуальна в настоящее время, ведь деньги - это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов. Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом, необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. В этом главную роль играет регулирование денежного обращения страны. А бюджетное устройство Российской Федерации - это основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности.

Реферат посвящен теме денежного обращения и бюджетной политики. В его рамках рассматриваются такие теоретические вопросы как понятие денежного обращения, регулирование денежного обращения, а также вопросы касающиеся бюджетной политики Российской Федерации.

Понятие денежного обращения

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты.

Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньга постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик.

Регулирование денежного обращения

Денежно-кредитная политика состоит в изменении предложения денег с целью обуздания инфляции, сокращения безработицы, стимулирования экономического роста. Она опирается на способность денежно-кредитной системы существенным образом влиять на решение проблем макроэкономической нестабильности.

Оптимально организованная денежная система способствует эффективному кругообороту доходов и расходов, наилучшим образом обслуживает развитие всех сфер экономической деятельности, движение экономики в целом. Плавный рост или сокращение денежной массы стимулирует или снижает деловую активность.

Политика «дорогих денег» проводится для обуздания инфляции. Сокращение денежного предложения вызывает рост процентной ставки за кредит. Это может привести к уменьшению темпов инфляции, но одновременно сократит инвестиции и обострит проблему занятости.

При проведении политики «дешевых денег» целью является стимулирование экономического роста. Для этого увеличивается денежное предложение, снижается процентная ставка за кредит. Становится более доступным кредит, возрастают инвестиции и занятость. Однако эта политика чревата увеличением темпов инфляции.

Главную роль в регулировании денежного обращения играет Центральный банк страны. Дело в том, что для увеличения безналичных денег вовсе не надо «запускать печатный станок», достаточно увеличить количество займов.

Центральный банк использует три основных метода денежно-кредитного регулирования:

    изменение учетной (дисконтной) ставки,

    операции на открытом рынке,

    изменение нормы обязательных резервов.

Все эти инструменты призваны воздействовать на денежную массу, то сжимая ее, то расширяя (т.е. то удорожая кредит, то удешевляя его). Центральный банк, таким образом, регулирует поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а, в конечном счете, рост валового внутреннего продукта и уровень занятости населения.

Учетная политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем изменения учетной ставки Центрального банка. По этой ставке осуществляется переучет векселей коммерческих банков, может предоставляться им ломбардный кредит (под залог ценных бумаг). Повышая ставку по кредитам, Центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняет пополнение резервных счетов, ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций в стране. Если Центральный банк снижает учетную ставку, он облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым поощряет кредитную экспансию.

Другой метод денежно-кредитной политики Центрального банка – операции на открытом рынке. Это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных вложений банков путем размещения государственного долга, он широко применяется в развитых странах. Центральный банк по поручению правительства на аукционах (первичный рынок) проводит размещение государственных или корпоративных (при государственной гарантии) ценных бумаг среди официальных дилеров. Правительство, получая денежные средства, использует их для покрытия дефицита государственного бюджета или для других целей. Центральный банк, то покупая, то продавая государственные ценные бумаги, регулирует их доходность, следовательно, стимулирует коммерческие банки и население покупать или продавать эти бумаги, а значит, уменьшать или увеличивать свои кредитные ресурсы, направляя потоки кредитов на те или иные рынки.

Третий инструмент Центрального банка – изменение резервной нормы. Эти резервы имеют двойное назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, они являются инструментами для регулирования денежной массы и кредитоспособности банков. Центральный банк повышает или снижает норму обязательных резервов в зависимости от экономической ситуации в стране. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов. Предложение денег сокращается, заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, вызывает сокращение производства, сокращение наличных денег в обращении, уменьшение инфляции. Напротив, снижение резервной нормы вызывает кредитную экспансию – предложение денег растет, процентная ставка снижается, кредит становится привлекательным, следовательно, прибыльными становятся новые инвестиции для предприятий. Это, в свою очередь, означает рост производства и снижение уровня безработицы.

Впрочем, значение денег в жизни современного общества нельзя как преуменьшать, так и преувеличивать. В современном массовом сознании успех часто выражается цифрами банковского счета. Многие экономисты считают именно деньги главной основой современной хозяйственной жизни. Обе эти позиции являются проявлением денежного фетишизма, когда в деньгах видят центр всей жизни. На самом деле деньги очень часто являются отражением (иногда – искаженным) совсем других отношений. Всякий культурный человек знает, что «не в деньгах счастье» (точнее – не только в деньгах), ведь ряд важнейших ценностей человеческой жизни (скажем, любовь и дружба) не имеют денежного выражения. В экономике тоже есть много проблем (такие как, например, коррупция и самоподдерживающийся рост), которые невозможно решить, опираясь только на денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика государства.

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований; С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации бюджет государства выступает в виде системы состоящей из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Для свода статистических показателей бюджетной системы и их анализа используется консолидированный бюджет РФ , который включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации и федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов федерации о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год и аналогичных законов местных органов власти.

Главная роль в регулировании бюджетных процессов в государстве принадлежит Бюджетному Кодексу РФ. Ныне действующий Бюджетный кодекс был принят в июле 1998 года. Он представляет собой свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации. Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства. (2)Реферат >> Банковское дело

Банк России ; регулирование денежного обращения в стране проводится при помощи денежно -кредитной политики государства. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ... , через который реализуется денежно -кредитная и бюджетная политика России . Через платежную систему...

  • Денежно -кредитная политика России и Армении

    Реферат >> Финансы

    Год. Задачи денежно -кредитной политики Банка России тесно скоординированы с бюджетной и структурной политикой правительства РФ и... ЦБ РА являются: регулирование денежного обращения ; проведение единой денежно -кредитной политики ; защита интересов банков...

  • Эволюция и проблемы регулирования денежного обращения

    Реферат >> Экономика

    ... обращения денежных единиц. Инфляция есть следствие нарушения закона денежного обращения неправильными мерами государственного регулирования экономики и политикой регулирования ...

  • Теории инфляции и регулирования денежного обращения

    Контрольная работа >> Экономика

    Тему: «Теории инфляции и регулирования денежного обращения» : ___________________________ 2011г. СОДЕРЖАНИЕ... в сокращении бюджетного дефицита или в переходе к неинфляционной денежной политике , рядовой... , предоставленных Банком России Правительству, составил...

  • Метод регулирования – способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей, которые дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

    Прямые методы – непосредственное вмешательство органов государства в процессе денежного обращения.

    Косвенные – финансовые, бюджетные, налоговые, планово-индикативные.

    По мотивации – материальный, моральный, властный (принудительный)

    По содержанию - организационно-распорядительные, в т.ч. административные и судебно-надзорные (построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание административных распоряжений, инструкций), экономические, в т.ч. общие и локальные (лицензирование, регламентация, антимонопольные мероприятия, квотирование, установление пределов налогов, тарифов), социально-психологические способы воздействия на обращение денег (пропаганда реформ, слухи, домыслы, околоэкономические и политические разговоры).

    Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

    1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

    2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

    3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

    4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливаетпроцентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

    5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

    6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

    7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

    8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

    «Функционирование денег и кредитной системы, - замечал выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих Август фон Хайек, - так же, как язык и мораль, представляет собой случаи спонтанного порядка, который хуже всего поддается попыткам адекватного теоретического объяснения...». В объяснениях того, как можно оказать влияние на этот спонтанный порядок, следует немного упростить действительность.

    Денежная политика – политика, главная цель которой – управлять денежной массой, влияя посредством нее на такие параметры экономики, как совокупный спрос, уровень цен, курс национальной валюты и т.п.

    Рынок денег характеризуется двумя важными факторами: спросом на деньги и предложением денег. В свою очередь, спрос на деньги формируется под влиянием: уровня экономической активности, потребностей в инвестициях, баланса государственного бюджета. Предложение денег определяется: эмиссионной политикой государства, активностью коммерческих банков, куплей-продажей ценных бумаг центральным банком, движением валюты из страны в страну.

    Инструментом кредитной и денежной политики является банковская система – совокупность финансово-кредитных учреждений с особой подчиненностью и разделением функций между ними. Ведущее место в банковской системе принадлежит центральному (национальному) банку страны.

    Несмотря на особенности центрального банка (например, в Японии центральный банк только частично принадлежит государству, и его доля собственности банка составляет 55%, а в США функции центрального исполняют 12 региональных банков), его деятельность определяется правительством. Как банк правительства он осуществляет эмиссию денег, обслуживает государственный долг и счета правительства, руководит коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями.

    Опыт стран рыночной экономики свидетельствует: изменяя количество денег в обращении, можно способствовать или подорожанию кредитов (политика «дорогих» денег при сокращении их количества), или удешевлению кредитов (политика «дешевых» денег при увеличении их количества).

    Объективным показателем экономического здоровья страны является состояние платежного баланса. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

    Кейнсианский подход Посредством кредитно-денежной политики государство способно влиять на инвестиции и на экспортные возможности экономики. Главным средством влияния является процентная ставка. Изменять уровень процентной ставки можно при помощи изменения предложения денег. Если в стране существуют недоиспользованные ресурсы, то с целью стимулирования правительство вынуждено прибегнуть к политике «дешевых» денег. Средствами этой политики являются:

    а) выкуп у населения государственных ценных бумаг; б) уменьшение нормы обязательных банковских резервов, т.е. увеличение средств, которые банки могут предоставлять в заем; в) уменьшение учетной ставки, под которую центральный банк выдает кредиты коммерческим. В результате таких действий увеличивается предложение денег.

    Монетаристский подход Денежное предложение является наиболее важным фактором, который определяет уровень производства, занятость, цены. Главная формула монетаристской теории, из которой вытекают дальнейшие причинно-следственные связи, - это: M x V = P x Q, где М –предложение денег, V – скорость обращения денег, Р – средняя цена, по которой продается каждая физическая единица национального продукта, Q – объем (количество) товаров и услуг. Соответственно, результат М xV – общие расходы покупателей, а результат P x Q – объем реализированного продукта, одновременно общая выручка продавцов. Монетаристы утверждают, что V – скорость обращения денег – величина относительно стабильная. Поэтому именно количество денег является тем фактором, который имеет решающее влияние на P x Q – объем реализированного продукта. В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежного предложения влияет на весь совокупный спрос, а не только на инвестиции.

    Денежное предложение, как считают монетаристы, определяет совокупный спрос. Он должен расти соответственно росту ВВП, и тогда не будет возникать инфляция.

    Если общество страдает от инфляции и в государственной политике первоочередным становится ограничение инфляции, то целесообразность монетаристской теории регулирования возрастает.

    Таким образом, регулируя экономику посредством изменения предложения денег, правительство способно достичь таких результатов: уменьшить ставку процента по кредитам и увеличить инвестиции; изменить величину совокупного спроса и величину ВВП; увеличить ставку процента на вложенный капитал, сделать привлекательной национальную экономику для иностранных инвесторов; изменить курс национальной валюты с соответствующим изменением экспортного потенциала страны.

    МВФ (Международный валютный фонд) – это институт сотрудничества, который стремиться установить упорядоченную систему платежей и денежных поступлений между странами. Через систему своих принципов и норм МВФ изымает под свое регулирование часть внутригосударственной компетенции в сфере валютного регулирования и ставит под международно-правовой контроль этот режим в государствах - участниках МВФ. Благодаря этому размываются административные и экономические границы государства, сужается сфера государственного суверенитета.

    Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

    Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR) - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах.

    СДР – это право на получение и специальное использование иностранной валюты. Этому праву соответствует обязательство о предоставлении кредита стране - участнице соглашения. Такая связь с национальной валютой указывает на симбиоз международных и валютных элементов, воплощенных в рассматриваемом валютном инструменте. Они выполняют роль масштаба цен при обмене СДР на национальные валюты.

    Область валютного регулирования в международном экономическом праве имеет все черты современного международного экономического правопорядка. Фактически полностью перенесен акцент с метода двустороннего регулирования на метод многостороннего регулирования. В международном валютном праве заметно проявляется явление наднациональности. Речь идет о переходе от метода многостороннего регулирования к методу наднационального регулирования.

    Денежное обращение является сложной и таинственной сферой. Также можно сделать вывод о том, что центральные кредитно-денежные учреждения, которые проводят денежную политику государства, регулируют денежное предложение, которое, по мнению монетаристов, определяет совокупный спрос, и осуществляют контролируемые изменения денежного предложения.

    Литература: Общая экономика: Перевод с укр И.Ф. Родионова и др. Под ред. И. Ф. Родионовой. – Каменец-Подольский: Абетка-НОВА, 2003. – 384 с. Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. - М.: Волтерс Клувер, 2004. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие для вузов / ВА. Пикулькин, Ю.М. Дурдыев, В.Э. Комов и др. Под ред. Т.Т. Морозовой, А.В. Пикулькина/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т - М.: Финстатинформ, 1997.

    Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики

    Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение существует в двух формах: наличной и безналичной.

    Налично-денежное обращение - движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг; и для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: для расчетов по выплате заработной платы, пенсий и т.д. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, векселей, чеков, кредитных карточек и т.д. Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк.

    Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

    К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

    Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимосвязь и взаимозависимость. Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения и платежа, определяется следующими условиями:

    Общим объемом обращающихся товаров и услуг;

    Уровня цен товаров и тарифов на услуги;

    Скорости обращения денег;

    Степенью развития безналичных расчетов.

    При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения. При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение. Ныне, в условиях демонетизации золота, закон денежного обращения претерпел модификацию.



    Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства- товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны - соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.

    Денежная система Российской Федерации

    Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательно. Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России).



    Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законами не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

    Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

    В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

    Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

    Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

    Разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

    Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

    Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

    Регулирование денежного обращения государством

    Объективной необходимостью для экономики является регулирование денежного обращения. Оно предполагает: 1) Определение объёма денежной массы на данный период; 2) Направление потоков денежной массы с учётом решения задач в области общественного производства; 3) Меры по поддержанию устойчивости денежного обращения и повышению покупательской способности денег.

    Существует 4 варианта целенаправленного действия государства:

    1) Прямое воздействие на динамику производства и выпуска на рынок товара;

    2) Снижение или увеличение скорости обращения денег;

    3) Сокращение или увеличение денежной массы;

    4) Прямое (директивное) увеличение денежной массы.

    Все преобразования в сфере денежного обращения осуществляются государством путём проведения денежных реформ. Денежная реформа представляет собой радикальное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может способствовать развитию отношений, присущих рыночной экономике, повышению роли денег в развитии народного хозяйства.

    Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны. В ходе денежных реформ сымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах.

    При этом необязательно, особенно в современных условиях, изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс национальной валюты.

    Завершение денежной реформы надает гарантии сохранения устойчивости новой денежной единицы в последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, с помощью которой может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы.

    Рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы;

    Бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост иен;

    Наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

    Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии этих предпосылок, проведение реформы может быть успешным.

    Так же мерой, призванной устранить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы, является деноминация. Она имеет несравненно меньшее значение и состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению (например, 10:1) новой денежной единицей. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной единицы.

    Применяемая терминология для характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило, означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков. Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций, проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации в 1992 г., когда рубль выпуска 1992 г, заменял 10000 руб. ранее выпущенных денежных знаков, а также в 1923г., когда вновь выпушенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как 1:100.

    Впоследствии в 1996 г. была проведена замена выпущенных ранее денежных единиц по соотношению 10;1 к единице 1961 г. Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для денежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией было уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4,5 раза. Оно не могло характеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру, которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами.

    Не вполне точно, по нашему мнению, дается наименование деноминации в Указе Президента РФ от 4 августа 1997 г. «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». В соответствии с Указом предусматривается деноминация нарицательной стоимости денежных знаков, а не денежной единицы, в то время как деноминация распространяется не только на наличные денежные знаки, но и на деньги безналичного оборота.

    Мерой стабилизации денежной единицы является также девальвация. В 1998г. в РФ повышенный интерес привлекала к себе девальвация. Этот процесс был обусловлен сложившимся положением в экономике, финансовым кризисом неплатежами, колебаниями курса рубля, что имело значение для расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также при обмене рубля на иностранную валюту (доллар и др.)

    При рассмотрении проблемы девальвации существуют различия в определении ее содержания, причин, вызывающих ее осуществление. В процессе анализа проблемы игнорируются различия в характере денежной единицы и условиях ее функционирования.

    Действительно, при функционировании полноценной или разменной на золото денежной единицы под девальвацией понималось снижение стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в уменьшении ее золотого содержания. Так, в середине ХХ в. как нечто само собой разумеющееся в литературе отмечалось, что девальвация состоит в уменьшении золотого содержания денежной единицы. Например, девальвация франка в 1928 г. заключалась в том, что «его золотое содержание уменьшилось почти в 5 раз по сравнению довоенным», девальвация итальянской лиры (1936 г.), японской иены (1937) «состояла в уменьшении золотого содержания названных денежных единиц». В приведенных характеристиках осуществление девальвации не увязывается с изменениями курсов валют, а связывается с изменением золотого содержания денежных единиц.

    В отличие от ранее существовавших характеристик и девальвации в современных условиях, когда весовое золотое содержание денежной единицы не фиксируется и размен денежных знаков на золото не производится, изменилось понимание девальвации. Сравнительно широко распространена характеристика, которая связывает девальвацию со снижением курса национальной валюты, с необходимостью накопления достаточных золотовалютных резервов, способных обеспечить стабильность ее курса.

    Недостаточность подобной трактовки состоит в том, что в ней, в большей или меньшей степени, игнорируются такие важные обстоятельства, влияющие на курс национальной валюты, как соотношение уровней цен на внутреннем и зарубежных рынках, инфляционные процессы.

    Определенное влияние на курс валюты оказывают состояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства на изменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следует игнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниями в размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров, снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках. Итак, девальвация - такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.

    Необходимо учитывать, что изменение и прежде всего снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в том числе:

    Повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму рублей;

    Ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения;

    Снижением ценности рублевых сбережений (наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках);

    Ухудшением условий импорта оборудования и различных приборов.

    Все это должно послужить побудительным мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению негативных последствий снижения курса рубля, как для предприятий, так и для населения. Существуют также такие меры стабилизации, как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве).

    Публикации по теме