Фз 255 о временной нетрудоспособности с изменениями. Закон о пособиях по временной нетрудоспособности, беременности и родам — Российская газета

Глава 1. Общие положения

Статья 1.3.

Страховые риски и страховые случаи

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 11.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона

Вернуться

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

6. Утратила силу.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018) Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ

Государственной Думой

Советом Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 1.3. Страховые риски и страховые случаи

Статья 1.4. Виды страхового обеспечения

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 2.1. Страхователи

Статья 2.2. Страховщик

Статья 2.3. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей

Статья 3. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4. Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду

Глава 1.1. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.1. Права и обязанности страхователей

Статья 4.2. Права и обязанности страховщика

Статья 4.3. Права и обязанности застрахованных лиц

Глава 1.2. Особенности уплаты страховых взносов

Статья 4.4. Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов

Статья 4.5. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Статья 4.7. Проведение страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения

Статья 4.8. Учет и отчетность страхователей

Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности

Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности

Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности

Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам

Статья 11. Размер пособия по беременности и родам

Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 11.1. Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 11.2.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа

Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон 255 ФЗ с изменениями о социальном страховании регулирует сферу обеспечения пособиями в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Он вступил в силу 29 декабря 2006 г., а 2017 год ознаменуется началом действия важных изменений. Для лучшего понимания 255 ФЗ может изучаться с комментариями.

ФЗ 255 ФЗ об обязательном социальном страховании – описание закона

Российский 255 ФЗ с его изменениями, комментариями об обязательном социальном страховании определяет порядок, условия, размеры обеспечения пособиями в случаях материнства, временной нетрудоспособности.

По российскому 255 ФЗ с изменениями каждое пособие зависит от продолжительности имеющегося трудового стажа при прохождении государственной (гражданской), муниципальной службы, работы по любому трудовому договору, иной деятельности.

Согласно федеральному закону размер положенного пособия при нетрудоспособности составит 100% от среднего заработка для людей со стажем от 8 лет, когда стаж в пределах 5-8 лет, помощь составит 80%, а больничные листы человека, работающего меньше 5 лет будут оплачены в размере 60%, меньше размер быть не может.

Федеральный закон об обязательном социальном страховании указывает, что пособие по беременности должно составить все 100% от имеющегося среднего заработка, но только когда у женщины имеется более, чем полугодовой стаж. В каком-либо другом случае помощь не превысит 1 МРОТ.

Максимальный размер всех пособий определяет государство на каждый финансовый год отдельно. Пособия по временной нетрудоспособности согласно фз 255 начисляются в следующих ситуациях:

  • 1. При заболевании, травме застрахованного человека;
  • 2. Если нужно осуществлять уход за любым членом семьи;
  • 3. Когда необходим карантин для застрахованного человека, ребенка до 7 лет;
  • 4. Когда осуществляется протезирование;
  • 5. Если нужно долечивание в санаториях РФ.

Данный законодательный акт об обязательном страховании свидетельствует, что любое пособие при нетрудоспособности должно выплачиваться пока человек не восстановит трудоспособность или не будет признан инвалидом (в этом случае он будет получать другие ежемесячные выплаты). Все пособия назначаются в течении 10 дней от даты обращения человека.

Изменения в ФЗ 255

Данный закон в 2017 был дополнен важными изменениями. Так в средний заработок вошли все виды вознаграждений, выплат в пользу каждого застрахованного человека.

Кроме того, все полномочия по контролю за проплатой взносов переходит от ФСС, других внебюджетных фондов к налоговой инспекции, исключением будет внесения взносов за травматизм. Ввиду этого в налоговом кодексе появится новая глава. 255 ФЗ в новой редакции с изменениями указывает, что ФНС получит право проводить камеральные, выездные проверки страхователей.

14 ст 255 ФЗ

Действующая статья 14 указывает, как нужно проводить исчисление пособий. На основании данной статьи выплаты должны рассчитываться на основании, так называемого, среднего заработка, причем за последних 2 года. Когда женщина один из этих годов провела в отпуске по уходу за малышом, тогда по ее желанию для исчисления может быть взят более ранний период времени, если это приведет к увеличению пособия. Даже после увольнения при расчете пособия обязательно учитывается средний заработок у предыдущего страхователя.

Статья 15 255 ФЗ

В статье 15 закона об обязательном социальном страховании (255 ФЗ) указываются сроки выплаты денег при временной нетрудоспособности, беременности, родам, при уходе за малышом. Так 255-ФЗ с комментариями указывает, что начисление помощи производится, причем обязательно, в десятидневный срок с даты обращения человека с необходимыми документами. Если на момент обращения нет достаточных сведений о заработке человека за последние годы, то исчисление все равно проводится, но на основании имеющихся данных, с последующим перерасчетом.

Согласно законуивыплата денег происходит в зарплатный день, причем ближайший. Выплаты возврату не подлежат, но за исключением случаев недобросовестности застрахованного человека, счетных ошибок. В данных случаях, согласно этого законодательного акта о обязательном социальном страховании, производится возврат, но удерживаемая часть не должна быть больше 20% от размера выплаты. Для таких действий необходим приказ по организации.

В государстве сегодня существует множество специализированных программ, в рамках которых населению оказывается помощь. Важно отметить, что процесс данный регулируется законодательно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одной из самых широких таковых программ, позволяющих защитить именно работающий слой населения, является как раз социальное страхование.

Регулируется этот момент Федеральным законом №255-ФЗ «О обязательном социальном страховании».

Основное назначение такового страхования – материальная поддержка граждан в случае, когда возникают проблемы со здоровьем.

Знание нормативов данного закона даст возможность самостоятельно осуществить защиту собственных прав. Работодатель обязан соблюдать НПД, иначе на него налагается достаточно крупный штраф.

Важные моменты

Страховое обеспечение работающих граждан позволяет таковым избежать проблем в случае, если по какой-то причине трудоспособность будет утрачена.

Существует достаточно много разных ситуаций, которые подразумевают возможность получать ежемесячные выплаты. Это касается материнства, родов. Размер пособий регулируется законодательно.

Размер выплат такового типа из специального фонда рассчитывается в каждом случае индивидуально. Величина таковая непосредственно связана со стажем.

Причем гражданин может самостоятельно проверить правильность начисления соответствующих выплат. Формула для вычисления отражается в законодательстве. Обычно каких-либо проблем при вычислениях попросту не возникает.

Определения

Ознакомление с законодательством подразумевает знание целого ряда специальных терминов. В противном случае будет попросту невозможно верно трактовать представленную информацию.

На сегодняшний день к таковым относится:

  • социальное страхование;
  • официальный ;
  • нетрудоспособность;
  • больничный лист.

Под термином «социальное страхование» подразумевается специальная система, реализующая защиту работающих на территории нашей страны граждан.

А также лиц, находящихся на их иждивении от существенного изменения размера трудового дохода при утрате трудоспособности.

Само страхование распространяется на всех граждан РФ, трудоустроенных официально и получающих задекларированную .

Причем размер денежной компенсации, которая выплачивается в таковом случае, напрямую зависит как раз от величины официального стажа.

В течение такового осуществляются отчисления в специальный фонд – Социального страхования.

Нетрудоспособность – это физическое или же психологическое состояние гражданина, при наличии которого он не имеет возможности должным образом осуществлять свои трудовые обязанности.

Именно в силу таковых причин осуществляется поддержка из фонда социального страхования .

Но важно отметить, что начисления и отправка на больничный происходит после проведения медицинского обследования.

Сегодня необходимо будет обратиться в медицинское учреждение – обязательно государственное. Больничный лист – специальный документ, имеющий установленный на государственном уровне формат.

На основании такового осуществляется процесс оплаты больничного. Оформляется и выдается непосредственно по месту обращения в медицинское учреждение. Его () необходимо будет передать работодателю.

Каково его назначение

Социальное страхование сегодня одновременно решает целый перечень различных задач. К основным таковым сегодня относится следующее:

  • поддержание материального положения заболевшего гражданина;
  • решение задачи связанной с поддержанием достаточно высокого уровня жизни;
  • формирование статистических данных.

Стоит заметить, что социальное страхование подразумевает поддержку граждан только лишь в определенных случаях.

Само страхование включает в себя сразу целых 6 различных направлений – в которых осуществляется работа:

  • временная нетрудоспособность – по причине болезни;
  • страхование в связи в материнством;
  • страхование от возникновения несчастного случая на производстве либо от возникновения профессиональных заболеваний;
  • медицинское страхование;
  • страхование пенсионного типа;
  • на случай смерти члена семьи.

Важно заметить, что социальное страхование предполагает именно трудоустройство граждан. Так как именно использование поддержки требует наличия взносов в специальный фонд.

Таковые отчисления делает как раз работодатель. Стоит заметить, что сами средства аккумулируются сразу с различных направлений.

Таковыми являются следующие:

  • Фонд социального страхования;
  • Фонд ОМС (обязательное медицинское);
  • Пенсионный фонд РФ.

Режим распределения средств между таковыми фондами регулируется специальным законодательством.

Причем гражданину, который желает воспользоваться таковым фондом, стоит самостоятельно и заранее ознакомиться со всеми нюансами.

Это позволит избегнуть многих сложностей и проблем. Знание законодательных норм позволяет избегнуть многих проблем, сложных моментов.

А также без помощи посторонних спешно осуществить защиту собственных прав.

Если гражданин считает, что имеет место нарушение таковых, стоит обратиться в уполномоченные органы. Регулятором выступают как раз сами фонды – ФСС, ОМС и ПФР .

Если же успеха обращение в таковые по какой-то причине не принесло – необходимо будет составить исковое заявление в суд. Отдельным разделам законодательства нужно уделить максимальное внимание.

Установлен жесткий режим продолжительности подобных выплат, а также перечень условий – при которых вообще подобное возможно и допускается.

Все нюансы и тонкости этого момента обозначаются в . Отдельно всем заинтересованным гражданам нужно будет ознакомиться со ст.№6.

Так как именно этот раздел определяет все условия, а также продолжительность осуществления выплат – по временной нетрудоспособности.

В таковых ситуациях имеется ряд исключений – когда пособие по временной невозможности осуществлять трудовую деятельность не назначается.

Полный перечень таковых ситуаций отражается непосредственно в . Пособие по беременности, родам рассчитываются по специальной формуле. Отличной от расчета в случае обычного больничного.

Важно заметить, что недавно были приняты специальные законопроекты позволяющие осуществлять процесс получения дополнительных в случае рождения ребенка.

Видео: детские пособия

Размер таковых субсидий относительно невелик, но выплачиваются таковые каждый месяц.

На случай нетрудоспособности

Ст.№5 данного закона определяет все ситуации когда имеет место предоставление выплат по временной нетрудоспособности.

На сегодняшний день перечень оснований включает в себя:

  • утрата трудоспособности в следствие возникновения травмы, какого-либо заболевания;
  • возникла необходимость осуществлять уход за заболевшим членом семьи;
  • осуществляется карантин застрахованного лица;
  • выполняется процесс протезирования;
  • выполняется долечивание в установленном законодательством порядке.

1. Страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

2. Территориальный орган страховщика в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов.

2.1. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

3. Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

4. Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

5. Начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

255-ФЗ от 29.12.2006 регламентирует отношения в сфере материального обеспечения женщин в послеродовой период и других нуждающихся лиц, находящихся на больничном. В нормативном акте установлен круг граждан, обладающие правом на денежные выплаты. Рассмотрим основные положения документа.

Специфика действия

Закон 255-ФЗ определяет:

  1. Виды материального обеспечения.
  2. Обязанности и юридические возможности субъектов права.
  3. Размеры, порядок, условия предоставления материального обеспечения.

Нормативный акт " не распространяется на отношения, касающиеся денежных перечислений гражданам, не имеющим возможности выполнять профессиональные задачи вследствие производственных травм или профзаболеваний. Из данного правила есть ряд исключений. Они определяются положениями статей 12-15 рассматриваемого акта в части, не противоречащей ФЗ №125.

Предмет регулирования

Нормативный акт "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска. Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая. К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.

Когда полагается материальное обеспечение?

Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится при:

  1. Невозможности осуществлять рабочую деятельность вследствие травмы или болезни. Исключение составляют получение или профзаболевания, а также иные обстоятельства, определенные 5 статьей рассматриваемого нормативного акта.
  2. Беременности и родах.
  3. Уходе за малолетним до 1,5 лет.
  4. Рождении детей (ребенка).
  5. Гибели субъекта или несовершеннолетнего члена семьи.

Виды обеспечения

К ним относят выплаты:


Размеры, условия, порядок предоставления обеспечения устанавливают нормативные акты №81 от 19 мая 1995 г., №8 от 12 янв. 1996 г., а также Федеральный Закон 255-ФЗ.

Субъекты права

Закон 255-ФЗ распространяется на:


Изменения

Рассмотрим некоторые положения Корректировки в нормативный акт вносились несколько раз. Изменения, в частности, коснулись порядка расчета величины выплат по уходу за малолетним, БиР, а также по временной нетрудоспособности. Правила устанавливает статья 14 рассматриваемого нормативного акта. В 2016 г. действуют поправки, внесенные ФЗ № 213 от 24.07.2009 г. В указанной статье определяется, что в расчете сумм используется средний заработок гражданина. Он, в свою очередь, устанавливается за 2 года (календарных), которые предшествовали периоду нетрудоспособности, отпуска, связанного с дородовым и родовым периодами, а также уходом за малолетним. В срок включаются все периоды осуществления профессиональной деятельности, даже если она велась на иных предприятиях.

Комментарий

ФЗ 255 предусматривает указанные правила только для ситуаций, в которых субъект права, работавший в разных организациях в течение двух предыдущих лет, получает обеспечение на одном предприятии. Если ему начисляются суммы в каждом учреждении, в котором он состоит в штате, средний заработок в расчет не принимается. Если в обоих или в одном из двух календарных годов гражданин пребывал в отпуске по уходу за малолетним или беременности/родам, соответствующие периоды могут быть заменены для расчета при условии, что данная операция приведет к увеличению суммы обеспечения. Для этого заинтересованное лицо пишет письменное заявление.

Расчет средней зарплаты

255-ФЗ в новой редакции 2016 г. устанавливает, что в заработок включаются все суммы, перечисленные в пользу гражданина. При этом с них должны отчисляться взносы в ФСС, ФФОМС, ПФР. В расчет принимаются суммы, направленные в указанные фонды до 31 дек. 2016 г. При определении среднего заработка могут также учитываться отчисления, установленные НК. Последнее положение вводится в действие с 1 янв. 2017 г. Схема расчета заработка определена следующая. Сумма начисленной з/п за установленный в части первой 14 статьи разделяется на количество календарных дней в нем. Из расчета при этом исключаются дни, которые относятся к периодам:

Калькулятор пособия по беременности и родам

Следует в первую очередь сказать, что до 2013 г. использовалось 2 способа расчета. В настоящее время определение суммы осуществляется одним способом. В калькулятор пособия по беременности и родам вводятся следующие данные:

  1. Срок отпуска. Он зависит от количества детей и наличия/отсутствия осложнений. 140 дней устанавливается для одноплодной, беспроблемной беременности, 156 - для проблемной и 194 - для многоплодной.
  2. Заработок за 2 года. Как выше было сказано, этот период составляют года, предшествующие периоду выхода в отпуск. При этом значение имеет дата больничного, а не родов. В расчет можно взять только полный год - с 1 января до 31 декабря. Сумма заработка берется полная, без вычета НДФЛ.
  3. Расчетные дни. Их количество 730 или 731 (в зависимости от того, попадает в период високосный год или нет). Из количества дней следует вычесть: срок болезни, отпуска по БиР или уходу за малолетним, а также период освобождения от выполнения профессиональных обязанностей с сохранением з/п и без отчисления взносов в фонды.

Здесь следует отметить один нюанс. Никакие иные периоды не могут уменьшать количество расчетных дней. Так, если женщина в течение 2 лет работала непосредственно только 1 год, а все остальное время была безработной, при определении суммы будет использоваться число 730 (731).

Формулы расчета

Устанавливает следующие правила исчисления. Для определения размера дневного обеспечения при утрате возможности выполнять профессиональные обязанности, БиР средний заработок умножается на коэффициент, установленный ст. 7 и 11.2. Для расчета ежемесячной суммы используется следующая формула. При ее определении необходимо вычислить среднюю величину заработка. Она рассчитывается умножением дневной выплаты на 30.4. Она, в свою очередь, определяется по правилам 14 статьи (ч. 3.1 и 3.2). Величина ежемесячной выплаты по уходу за малолетним рассчитывается умножением среднего заработка на коэффициент, в соответствии со ст. 11.2.

Ставки

Закон 255-ФЗ устанавливает коэффициенты в ст. 7 и 11.2. Расчет сумм при потере возможности выполнять профессиональные задачи вследствие травмы или заболевания осуществляется с применением процентных ставок от среднего заработка. Они устанавливаются в зависимости от длительности страхового стажа:

  1. 8 лет и более - 100 %.
  2. 5-8 лет - 80 %.
  3. До 5 лет - 60 %.

Исключение составляют ситуации, когда травма или заболевание наступили в течение месяца с даты прекращения трудовых отношений. В этих случаях используется ставка в 60% от средней з/п.

Уход за больным малолетним

В случае амбулаторного лечения в течение первых 10 дней (календарных) сумма рассчитывается в соответствии со ставками, указанными в 7 статье (ч. 1), в размере 50% - в последующие дни. При нахождении ребенка на стационаре используется порядок части первой 7 статьи. Аналогичные правила действуют в отношении случаев необходимости осуществлять уход за больным родственником, кроме детей до 15 лет, при амбулаторном лечении.

Ежемесячное обеспечение

Пособие по уходу за малолетним начисляется в размере 40% от средней величины заработка. При этом размер получившейся суммы не должен быть ниже установленного нормативными актами для лиц, имеющих детей. При уходе за двумя и более малолетними, достигшими 1.5 лет, размер обеспечения суммируется. При этом его величина не может составлять больше 100% от среднего заработка гражданина, установленного в соответствии со ст. 14. При расчете ежемесячных сумм на второго и последующих детей, учитываются предыдущие малолетние, в том числе усыновленные. Исключение составляют случаи, когда в отношении последних мать лишена родительских прав.

Публикации по теме