Новые международные стандарты финансовой отчетности. Пример из практики. Грамотное планирование - залог успеха

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО , знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

Зачем нужны стандарты МСФО и кто их применяет, какие стандарты действуют в 2019 году и где взять их список – эти вопросы возникают у многих, кто только переходит на МСФО. Ответы ищите в статье.

Аббревиатура МСФО (IFRS, IAS) означает Международные стандарты финансовой отчетности. Это набор принципов и правил отражения различных хозяйственных операций в финансовой отчетности. МСФО выпускает некоммерческая международная организация – Фонд МСФО (включает Совет по МСФО и Комитет по Разъяснениям МСФО), которая базируется в Лондоне. Основная цель создания МСФО – предоставить основу для подготовки и раскрытия публичными компаниями финансовой отчетности. При этом МСФО содержит лишь общее руководство для подготовки финансовой отчетности, но не устанавливают конкретные правила ее подготовки. Именно это и обеспечивает возможность применения стандартов компаниями по всему миру.

Скачайте дополнительные материалы к статье :

По замыслу разработчиков, стандарты МСФО должны стать общими принципами подготовки финансовой отчетности для всего мира. Применение их глобальном масштабе позволит инвесторам и собственникам бизнеса сэкономить средства на сопоставление отчетностей компаний, подготовленных на основе различных учетных стандартов, а также позволит более свободно распространять информацию. Кроме того, благодаря внедрению МСФО компании смогут выйти на глобальные рынки капитала и снизить стоимость капитала. .

МСФО для начинающих

Мы собрали вместе все материалы, созданные специально для новичков, тех, кто только знакомится с международными стандартами. Это статьи об основных стандартах, подборка «МСФО в схемах», а также мини-кейсы, чтобы проверить полученные знания.

Из чего состоят стандарты МСФО 2019

Документы МСФО включают:

  1. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). Их издает Совет по МСФО.
  2. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS). Их издавал Комитет по МСФО, предшественник Совета по МСФО.

Обратите внимание!

Названия первых стандартов начинались с «IAS», например IAS 1 «Представление финансовой отчетности». С 2001 года названия новых стандартов начинаются с «IFRS».

  1. Разъяснения к МСФО, подготовленные Комитетом по разъяснениям (КРМФО);
  2. Разъяснения к МСФО, выпущенные Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), предшественником КРМФО.

МСФО в привычном понимании предназначены для использования коммерческими предприятиями. Для предприятий госсектора Совет по международным стандартам бухгалтерского учета для государственного сектора разработал свои международные стандарты.

В 2009 году Совет по МСФО выпустил стандарт «МСФО для малых и средних предприятий», предназначенный для непубличных компаний. Это упрощенная версия МСФО, призванная облегчить процесс подготовки отчетности небольшим фирмам.

Есть еще один важный документ, который, тем не менее, не входит в состав документов МСФО. Это Концептуальные основы финансовой отчетности. В Концептуальных основах рассмотрены следующие вопросы:

  1. Цель подготовки финансовой отчетности.
  2. Качественные характеристики полезной финансовой информации.
  3. Определение элементов финансовой отчетности, принципы их признания и оценки.
  4. Концепция капитала и поддержания величины капитала.

Так как Концептуальные основы не являются документом в составе МСФО, его положения не имеют преимуществ перед конкретными МСФО. Даже если стандарт МСФО 16 противоречит Концептуальным основам.

Однако Совет по МСФО руководствуется Концептуальными основами при разработке новых стандартов и пересмотре действующих. Кроме того, компании могут использовать Концептуальные основы для определения методов учета, если ни один из действующих стандартов не содержит конкретных указаний.

В каких странах применяют стандарты МСФО в 2019 году

Сейчас с уверенностью можно сказать, что МСФО стали глобальным языком финансовой отчетности. Их широко используют как в развитых, так и в развивающихся странах.

По данным Фонда МСФО, 144 страны из 166, представленных в исследовании, в настоящее время требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства котируемых компаний (таблица 1). А еще 12 стран разрешают их использование.

Портал iasplus.com приводит следующую статистику в отношении использования МСФО (исследование охватывает 175 стран). Для котируемых компаний стандарты МСФО обязательны к применению в 98 странах, в 9 странах – требуются для некоторых компаний, в 25 странах – разрешены к применению, в 22 странах – не разрешены, в 21 стране отсутствуют фондовые биржи.

Таблица 1. Использование МСФО в мире

Регион

Количество стран в регионе

Страны, которые требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства публичных компаний

Страны, которые требуют применения МСФО, %

Страны, которые допускают или требуют применения стандартов МСФО для некоторых (но не для всех или большинства) публичных компаний

Страны, которые не требуют и не допускают применения стандартов МСФО для публичных компаний

Европа

Африка

Ближний Восток

Азия и Океания

Америка

Итого

В % от общего числа

Отметим, что МСФО так и не были приняты США, которые используют US GAAP. Несмотря на усилия, предпринимаемые с 2002 года Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США, полностью нивелировать различия между учетными системами так и не удалось. Эта дискуссия продолжается и сегодня.

Однако удалось свести к минимуму различия в учете объединения бизнеса, консолидированной финансовой отчетности, оценке справедливой стоимости, выплат, основанных на акциях, сегментной отчетности.

МСФО в России

Для многих российских компаний МСФО являются обязательными. В России МСФО признали в 2012 году. Тогда тексты стандартов впервые официально опубликовали в журнале «Бухгалтерский учет» и разместили на официальном сайте Минфина РФ.

В настоящее время составлять отчетность по МСФО обязаны (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия (согласно перечню, утвержденному Правительством РФ);

7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

8) прочие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Обратите внимание !

Начиная с отчетности за первое полугодие 2019 года, указанные компании обязаны также подготавливать промежуточную отчетность по МСФО. Срок ее подготовки - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.

Список действующих стандартов МСФО в 2019 году

С 1 января 2019 года компании должны применять новый МСФО 16 «Аренда», с 1 января 2021 года – МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Сейчас компании могут их применять добровольно. См. также

Вопрос: если у ООО-резидента учредители США, нужно ли в российской учетной политике прописывать,что применяется РСБУ и МСФО (или GAAP)?

Нет, такой обязанности у вас нет. Обязанность вести бухгалтерский учет с применением стандартов МСФО с 2015 года возложена на определенный перечень организаций. Наличие иностранного капитала, при этом, не является единственным основанием для вменения обязанности вести бухгалтерский учет по международным стандартам.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Статья: Кто обязан перейти на МСФО с 2015 года

Нормативные требования к отчетности по МСФО в России

Прежде всего следует детально разобраться, какие компании и согласно каким нормативно-правовым актам должны составлять отчетность по МСФО, когда и кому следует ее представлять.

Кто обязан применять МСФО с 2015 года. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2012 года отчетность в соответствии с МСФО представляют:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
  • организации (не перечисленные выше), если их учредительными документами предусмотрено представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности;
  • если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса).

С 2014 года к списку компаний присоединяются компании, выпустившие только облигации, допущенные к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

С 2015 года к организациям, представляющим отчетность по МСФО, присоединяются также компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (п. 2 ст. 8 Закона № 208-ФЗ). Такими стандартами являются только US GAAP (ГААП США).

Поправки к Закону № 208-ФЗ от 5 мая 2014 года расширили перечень лиц, обязанных с 2015 года представлять финансовую отчетность по международным стандартам. Теперь к ним относятся:

  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Обратите внимание!

Любопытен тот факт, что клиринговые организации или лица, осуществляющие функции центрального контрагента, должны были составлять отчетность по МСФО с 2012 года согласно пунктам 10–12 статьи 5 Закона от 7 февраля 2011 года № 7ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  • открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

А также из перечня страховых организаций исключены страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования.

Обратите внимание, что перечень ФГУП и ОАО, чьи акции находятся в федеральной собственности, обязанных представлять отчетность по МСФО, Правительство РФ до сих пор не утвердило. В отношении многих госкомпаний отчетность по МСФО составляется на основании индивидуального решения госкомимущества или контролирующей компании, а также по требованию государственных банков. Вероятнее всего перечень будет сформирован и опубликован в течение 2015 года и будет постепенно пополняться.

Включение в список негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний призвано увеличить контроль за их деятельностью и усилить защиту неквалифицированных инвесторов. *

Допуск ценных бумаг к организованным торгам и котировальные списки. Интересно отметить, что не все компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, обязаны представлять отчетность согласно Закону № 208-ФЗ. Дело в том, что допуск ценных бумаг к организованным торгам осуществляется путем включения в список ценных бумаг (листинг), который может осуществляться с включением и без включения в котировальные списки.

Обязательная публикация отчетности. Отчетность по МСФО должна быть опубликована. Под этим подразумевается, что она должна быть размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям (п. 3 ст. 7 Закона № 208-ФЗ).

Организация процесса подготовки отчетности

Сегодня, в декабре 2014 года, кажется, что времени на составление отчетности по МСФО еще очень много. Ведь первая отчетность компаний, обязанных перейти на МСФО с 2015 года, должна быть выпущена в соответствии с законом в апреле 2016 года (п. 7 ст. 4 Закона № 208-ФЗ). Однако на данный момент эти компании должны представлять, кто будет готовить данную отчетность, насколько профессионален будет исполнитель, достаточно ли имеющейся информации для подготовки отчетности и раскрытий.

Для многих компаний, обязанных с 2015 года представлять отчетность по МСФО, эти вопросы пока остаются открытыми. Более того, имеющейся компетенции в отношении МСФО у лиц, принимающих решения в этих компаниях, может оказаться недостаточно, чтобы с первого раза грамотно организовать процесс подготовки и аудита отчетности по МСФО.

Дальновидные менеджеры будут стремиться подойти к решению данных вопросов заблаговременно. При подготовке отчетности за 2015 год компании должны следовать МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», согласно которому первая международная отчетность должна включать: отчет о финансовом положении на три отчетных даты - 31.12.2013, 31.12.2014 и 31.12.2015, и отчеты о совокупном доходе, изменении капитала и движении денежных средств за два периода - 2015 и 2014 годы. Следовательно, подготовку отчетности можно начать уже в 2014 году с определения входящего баланса, не дожидаясь окончания 2015 года. В течение 2015 года

можно провести трансформацию отчетности за сравнительный период - 2014 год.

В любом случае при переходе на МСФО ответственным за подготовку отчетности лицам предстоит решить:

  • будет ли готовиться первая отчетность собственными силами или следует привлечь подрядчика;
  • нужно ли создавать подразделение для регулярной работы или следует обращаться к внешним исполнителям по мере необходимости? Либо добавить нагрузку имеющемуся бухгалтерскому персоналу;
  • на что повлияют показатели отчетности по МСФО? На какие ключевые показатели отчетности следует обратить особое внимание при подготовке отчетности;
  • какая информация подлежит раскрытию согласно МСФО;
  • кто будет проверять отчетность по МСФО;
  • сколько средств в бюджете следует выделить на выполнение обсуждаемой нормы.

Зачастую именно ответ на последний вопрос определяет ответы на остальные, однако чрезмерная экономия по данной статье может иметь негативные финансовые последствия для компании в будущем.

Трансформация отчетности: собственные силы против сторонних консультантов. Выбор ответственного за составление отчетности обусловлен компетенцией имеющегося персонала и его загрузкой. Если в штате есть профессионалы в области МСФО, например при наличии связанной компании, по которой уже не первый год готовится международная отчетность, целесообразно задействовать собственных специалистов. Ни для кого не секрет, что сотрудники компании лучше понимают специфику ее деятельности, суть договоров, имеют реально больший объем времени для профильной работы, посвящая весь фонд рабочего времени отчетности одной компании или группе. Сторонние консультанты (аудиторы), безусловно, имеют более обширный опыт, однако их вовлечение в деятельность компании будет поверхностным, а используемые методики - шаблонными.

Сложнее определиться в том случае, когда главный бухгалтер компании получил квалификацию ДипИФР, а вместе с ней и общие знания об отчетности по МСФО, но не имеет ни малейшего представления о технологии перекладки отчетности, о структуре и функционале трансформационных таблиц и даже о природе корректировок. В этой ситуации руководство компании часто полагает, что, единожды оплатив курсы для бухгалтера и предоставив отпуск для сдачи экзамена, вправе рассчитывать на возврат инвестиций. К сожалению, не все так просто. Отсутствие опыта и навыков невозможно заменить ничем. В таких ситуациях бухгалтер берет на себя ответственность, ищет в интернете методики, собирает у знакомых таблицы и самостоятельно что-то ваяет. Часто такая работа даже не имеет физического воплощения в виде отчетности, оставаясь на уровне сырых таблиц. В результате аудиторы такую работу не принимают, бухгалтер испытывает огромный стресс, руководство выражает недовольство, а компания может быть подвергнута санкциям со стороны регулятора. В такой ситуации целесообразно первую отчетность подготовить совместными силами с консультантами или аудиторами, а в дальнейшем полностью переложить ответственность за подготовку отчетности на бухгалтера.

Создание отдела: обучение имеющегося персонала против подбора готовых специалистов. Необходимость регулярно отчитываться по МСФО вынуждает руководство компании создавать специализированный департамент. Руководить таким подразделением, безусловно, должен профессионал, имеющий обширный опыт в области МСФО, в аналогичной отрасли или же полученный в рамках работы в аудиторской компании. А вот рядовых специалистов можно привлечь из других департаментов, бухгалтерии или финансового отдела. Обучение может быть проведено за счет компании с условием последующей работы в течение минимум одного года (или иного согласованного срока). При выборе курсов повышения квалификации следует отдавать предпочтение тем, которые ориентированы на обретение практических навыков, нежели теоретических основ. Определиться с уровнем квалификации, необходимой сотрудникам профильного подразделения, могут помочь аудиторы - специалисты в области МСФО.

Выбор аудитора и порядок взаимодействия с ним в течение всего периода с момента подготовки отчетности до ее публикации. Финальным аккордом в проекте по подготовке отчетности МСФО, прежде чем ее можно представлять и публиковать, однозначно является аудиторское заключение. Аудит предполагает проверку финансовой отчетности, ответственность за подготовку которой несет руководство компании.

На практике дело обстоит таким образом, что аудитор может существенно повлиять на подходы и оценки, используемые руководством. Порой аудиторы в полном объеме составляют аудируемую ими отчетность. Но и в случае, когда отчетность готовится иным лицом, аудитор выскажет свою точку зрения в письменной форме по итогам проверки. И если его замечания окажутся существенными, положительное заключение по отчетности получено не будет, а значит, не будут соблюдены установленные законом сроки выпуска такой финансовой отчетности.

Соответственно, целесообразно начать работу с аудитором заранее. Аудитора можно привлечь к участию в проекте уже на стадии выбора учетной политики и составления проформы отчетности. В этом случае риск расхождения мнения на этапе выдачи заключения существенно снижается. Более того, аудитору можно поручить проверку вступительного баланса и сравнительной информации по мере их готовности, не дожидаясь окончания года, по которому будет выдано заключение.

С аудитором имеет смысл также решить вопросы определения справедливой стоимости имущества на дату перехода на МСФО. Аудитор может предоставить свои методики трансформации и перекладки, таблицы и проформы, но это, скорее, жест доброй воли, поскольку делать этого аудитор совершенно не обязан.

Методика подготовки Первой отчетности по МСФО

Прежде чем начать собственно подготовку отчетности, необходимо разработать формы отчетности по МСФО, которые стандартами четко не прописаны, а также состав пояснений и раскрытий, трансформационные и консолидационные таблицы, собрать информацию для входящего баланса.

Разработка форм отчетности и определение состава пояснений и раскрытий. Как и любой проект, подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимо разбить на несколько этапов. На наш профессиональный взгляд, точкой отсчета должна быть сама отчетность компании, то есть ее титульные формы и раскрытия, которые необходимо сделать.

Титульные формы, согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», включают в себя:

  • отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
  • отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период;
  • отчет об изменениях в собственном капитале за период;
  • отчет о денежных потоках за период.

Точное наименование и содержание отчетов определяются на основании профессионального суждения ответственного с учетом вида деятельности и структуры активов и обязательств, а также состава доходов и расходов компании.

Следует обдуманно подойти к выбору метода составления отчета о движении денежных средств (cash-flaw) - прямым или косвенным методом. Отчет о движении денежных средств, составленный прямым методом, более информативен и потому более предпочтителен для пользователей отчетности. Однако считается, что составить отчет косвенным методом проще, поскольку для использования прямого метода может не хватать информации. Косвенный метод является альтернативным подходом, то есть применяется в случае, когда использование прямого метода невозможно.

Чтобы разобраться с перечнем раскрытий, можно воспользоваться методическими разработками, находящимися в открытом доступе. Например, компания EY выкладывает на своем сайте регулярно обновляемый checklist (список) раскрытий, из которых можно по определенным признакам выбрать те, которые должна готовить конкретная компания.

Следует остановиться на языке и валюте отчетности. В соответствии с Законом № 208-ФЗ консолидированная или индивидуальная отчетность по МСФО, составляемая согласно данному закону, должна представляться на русском языке и в рублях. Однако в дополнение к ней может быть представлена отчетность и в другой валюте и на другом языке, о чем следует сделать оговорку в каждой отчетности. Если отчетность будет дополнительно представляться в иной валюте, то все формы и некоторые раскрытия должны содержать строки трансляционных разниц.

Подготовка трансформационных и консолидационных таблиц. Трансформационная таблица представляет собой матрицу, в которой изначально расписываются по статьям все показатели оборотно-сальдовой ведомости, включая доходы и расходы, а также налог на прибыль по данным РСБУ. Далее по горизонтали по соответствующей строке производятся реклассификацирующие и корректирующие проводки. Трансформационная таблица заполняется по каждой компании Группы.

Консолидационная таблица по содержанию повторяет трансформационную, но предназначена для корректировок элиминации внутригрупповых оборотов и сальдо, для исключения капитала дочерних компаний и определения гудвила, а также ряда иных специфических корректировок. Разработку таблиц следует начать с консолидационной, чтобы учесть показатели и статьи всех компаний, входящих в Группу, чтобы включить в нее каждую статью, используемую хотя бы одной из дочерней или материнской компаний. Соответственно, статьи консолидационной таблицы должны распространяться на все трансформационные таблицы.

В том случае, если Группа достаточно сложная и объединяет разные виды деятельности, имеет смысл кодировать статьи или вводить план счетов, чтобы упростить подготовку индивидуальных трансформационных таблиц.

План счетов. Отдельно стоит отметить план счетов в целях МСФО. По сути, это те же показатели консолидационной и трансформационной таблиц, только с присвоением определенной кодировки. К кодировке нужно привыкнуть, она должна быть гармоничной и логичной. С введением плана счетов трансформационные таблицы для индивидуальной раскладки могут быть сокращенными и включать только статьи, специфичные для каждой компании. При консолидации данные из них будут подтягиваться за счет кодировки плана счетов и использования советующих формул MS Excel. Однако для небольшой компании или группы вводить план счетов нет необходимости. Кодировка - вещь сложная и обязывающая: во-первых, есть риск не учесть заранее в структуре потенциальных изменений, во-вторых, применять статьи по плану счетов сложнее, чем использовать наименование статьи в целом.

В этой статье мы не рассматриваем вопросы автоматизации подготовки отчетности по МСФО, так как убеждены, что автоматизация должна быть реализована спустя один-три отчетных периода после начала применения МСФО, поскольку бизнес-процессы, задействованные при подготовке отчетности, должны быть отлажены и протестированы, а аналитика - устоявшейся. MS Excel - более гибкий для настройки инструмент, нежели любая из программ. На начальном этапе изменений в модели вносится очень много.

Сбор информации, необходимой для подготовки отчетности по МСФО внутри компании или Группы. Основная информация, необходимая для трансформации, содержится в бухгалтерских регистрах, и получить ее можно путем выгрузки из бухгалтерских программ. Однако ее недостаточно для полноценных раскрытий. Потребуется дополнительная информация о связанных сторонах, событиях после отчетной даты или условных событиях. Помимо этого надо привести информацию о кредитах и займах и ставках по ним, о рейтингах банков, в которых у компании или Группы открыты счета, об обязательствах по операционной аренде, а также ряд других сведений. Эта информация не содержится в бухгалтерских регистрах, и порой для того, чтобы ее собрать и систематизировать, необходимо потратить достаточно много времени.

Нюансы первого применения МСФО. При первом применении МСФО следует использовать стандарты, вступившие в силу на отчетную дату, определить стандарты, которые необходимо применить до отчетной даты, ретроспективно, а также исключения в отношении ретроспективного применения: обязательные и допустимые.

Существенная работа должна быть проведена в отношении начального отчета о финансовом положении, поскольку следует:

  • признать все активы и обязательства, признание которых требуется МСФО;
  • списать и не признавать статьи в качестве активов или обязательств, если МСФО не разрешают такое признание;
  • реклассифицировать статьи согласно МСФО;
  • оценить признанные активы и обязательства в соответствии с МСФО.

Сверка показателей отчетности по РСБУ и МСФО. Компания, впервые применяющая МСФО, должна раскрыть влияние перехода на МСФО на ее финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств. Согласно МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», в составе раскрытий следует привести:

  • сверки капитала по РСБУ с капиталом по МСФО;
  • сверку совокупного дохода по РСБУ и МСФО;
  • сверки, связанные с убытками от обесценения;
  • сверки по движению денежных средств по РСБУ и МСФО.

Дополнительные раскрытия делаются в случае использования условной первоначальной стоимости активов и обязательств.

В заключение отметим, что обязанность отчитываться по МСФО заставляет компании менять подходы не только к учету, но и к бюджетированию и бизнес-планированию, увеличивать требования к квалификации сотрудников разных подразделений, а также вкладывать средства в информационные системы. Несмотря на имеющиеся противоречия в законодательстве, отсутствие в широком доступе методик и дефицит специалистов по МСФО, можно с уверенностью констатировать тот факт, что МСФО прочно вошли в финансовую жизнь российского бизнеса. *

Впервые о необходимости перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики было указано в Постановлении Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1 . Указанным Постановлением была утверждена соответствующая государственная программа.

Однако современный этап сближения с МСФО восходит к Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, которая во исполнение Указа Президента РФ от 03.04.1997 № 278 была утверждена 06.03.1998 Постановлением Правительства РФ № 283 .

В соответствии с указанным Постановлением Правительства был утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику (Распоряжение Правительства от 22.05.1998 № 587-р).

Соответственно, План счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) принимались преимущественно с учетом Программы реформирования и Плана внедрения стандартов. Однако практика применения МСФО в чистом виде не была сформирована, поскольку МСФО на территории РФ признаны не были.

Напомним, что под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории РФ (п. 3 Положения , утв. Постановлением Правительства от 25.02.2011 № 107).

Признание МСФО в РФ

С 19.02.2016 и по настоящее время в РФ применяются МСФО и разъяснения, утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н .

Иные акты по МСФО были введены на территории РФ также Приказами Минфина от 27.06.2016 № 98н , от 11.07.2016 № 111н .

Кто применяет МСФО в России?

В настоящее время обязаны применять МСФО организации, которые составляют консолидированную финансовую отчетность. Ведь такая отчетность составляется исключительно по международным стандартам (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ). Но от ведения учета по российским правилам составление отчетности по МСФО не освобождает (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ).

Иные организации, не обязанные составлять консолидированную отчетность, могут по своему желанию помимо обязательного российского учета вести еще и учет по МСФО.

По российским стандартам отчетным периодом является календарный год. Однако МСФО не требуют, чтобы финансовый год совпадал с календарным. Значит ли это, что компания может самостоятельно выбирать свой отчетный период и это не обязательно будет календарный год?

Не только по российским стандартам отчетности. В новом законе о бухгалтерском учете № 402-ФЗ5, который вступит в силу с января 2013 года, тоже назван календарный год. Также в этом законе сказано, что правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с этим законом, если иное не установлено другим законом (в нашем случае - законом о консолидированной отчетности).
В законе о консолидированной отчетности сделана лишь ссылка на МСФО, а в МСФО начало и конец финансового года не установлены. Значит, должна действовать норма закона о бухучете о том, что отчетным периодом является календарный год. Получается, что нельзя, например, выбрать год с августа по июль, так как закон о бухучете не выводит из сферы своего регулирования консолидированную отчетность. А по нему отчетный год - это с января по декабрь.

Обязанность сдавать промежуточную отчетность законом о консолидированной отчетности не установлена

Игорь Робертович, поговорим о промежуточной отчетности. Когда ее нужно первый раз сдавать?

Закон о консолидированной отчетности вообще не устанавливает для компании обязанности сдавать промежуточную отчетность. Нужно смотреть другие законодательные акты, регулирующие такие обязанности. Например, если по нормам закона о рынке ценных бумаг6 компания обязана готовить промежуточную консолидированную отчетность, значит, она будет ее составлять в соответствии с МСФО.

Промежуточная отчетность имеет сокращенный вид по сравнению с годовой

Что понимается под сокращенной промежуточной отчетностью? Как компания определяет ее состав?

Отмечу, что понятия сокращенной промежуточной отчетности нет. «Сокращенная» - это и есть основная характеристика промежуточной отчетности. То есть промежуточная отчетность имеет сокращенный вид по сравнению с годовой.

В практике российских стандартов бухгалтерской отчетности выработался такой формальный подход: в годовой отчетности есть свои составные части (баланс, и т. д.), а в промежуточной отчетности (квартальной) - только баланс и отчет о прибылях и убытках.

В МСФО другой подход. Сокращается не количество отчетов, а состав показателей в них. Например, баланс промежуточной отчетности по МСФО может быть сокращенным, то есть не все строки в нем будут заполнены.

Показатели промежуточной отчетности должны отражать новые тенденции в компании

Как выглядит сокращенный баланс? Какие данные в нем нужно указать?

Международными стандартами предусмотрено, что в первую очередь нужно раскрывать и представлять данные, которые отличают промежуточный отчетный период от предыдущей годовой отчетности по МСФО. То есть все, что повторяет тенденции и вектор развития, которые вытекают из показателей годовой отчетности, в промежуточной отчетности можно не показывать. А все, что является непредсказуемым, чего не ждали в промежуточном периоде, - новые факты и операции, тенденции - их нужно представить подробно..

Сокращенный баланс может условно состоять из трех строк

А если в компании после сдачи годовой консолидированной отчетности все идет без изменений?

Если все идет без изменений и все экстраполяции показателей годовой отчетности оправдываются, баланс может условно состоять из трех строк: активы, обязательства и капитал. А в отчете о прибылях и убытках - выручка, расходы и прибыль за период. На мой взгляд, эта ситуация маловероятна на практике.

Периодичность сдачи промежуточной отчетности установлена для конкретных видов компаний

Игорь Робертович, за какой период нужно сдавать промежуточную отчетность?

Начало промежуточного отчетного периода совпадает с началом года, и промежуточный период при этом должен быть короче года. Теоретически можно составить промежуточную консолидированную отчетность, например, за 100 дней или за 20 недель.
Периодичность представления такой отчетности закреплена в других нормативных актах, а не в законе о консолидированной отчетности. Например, правилами представления информации в связи с эмиссией ценных бумаг может быть установлена определенная периодичность для конкретного вида эмитентов. С такой периодичностью они и будут отчитываться.

Налоговые инспекторы во время проверки могут использовать данные отчетности по МСФО

Давайте поговорим о налоговых проверках. Могут ли налоговые инспекторы сослаться на показатели консолидированной отчетности в акте о нарушении налогового законодательства?

Напрямую нет, но косвенно могут. По данным налогового учета, например, расход у компании учтен, а по данным консолидированной отчетности данного расхода нет, и об этом прямо говорят показатели консолидированной отчетности. Инспекторы могут эту информацию использовать для доказательства нарушений. Это не связано с разными правилами составления отчетности по российским стандартам и по МСФО.

Обязательно ли проводить аудит отчетности, составленной по МСФО?

Аудит консолидированной отчетности по МСФО обязателен, это установлено законом о консолидированной отчетности 7 . Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью. Специальной квалификации по проверке консолидированной отчетности нет, для аудиторов работают общие требования. То есть отдельного сертификата аудитора МСФО не будет.

Сноски:

1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ
2 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ
3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ
4 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ
5 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
6 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ
7 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ

Публикации по теме