Почему сбербанка нет в росфинмониторинге. Что нужно знать о блокировании банком карт и интернет-банка. Какую информацию передают банки

Люди стали чаще получать такие СМС от Сбербанка:

ИМЯ ОТЧЕСТВО, действие карты и доступ в Сбербанк Онлайн (при наличии) приостановлены в рамках исполнения Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001. Если вам потребуются денежные средства, то для их получения можете обратиться в офис банка в пределах региона, где открыта карта, с документом, удостоверяющим личность. Ознакомиться со списком документов, необходимых для рассмотрения возможности разблокировки карты, можно на сайте банка http://sber.me/?p=61L .

ИМЯ ОТЧЕСТВО, для рассмотрения возможности разблокировки карты в течение 7 дней отправьте на электронную почту [email protected] или письмом по адресу ****, документы, подтверждающие экономический смысл операции (-й) по карте.

По закону 115-ФЗ все банки обязаны анализировать денежные операции своих клиентов и проверять их на подозрительность. Это делается по критериям Центробанка, которые прописаны в Положении № 375-П от 2 марта 2012 года. По ним отслеживаются любые операции, похожие на незаконный перевод безналичных денег в наличные («обналичивание»), на запутывание схем расчётов и сокрытие истинных целей и участников сделок («транзит»), на незаконный вывод денег за границу.

Если банк обнаруживает операции, которые вызывают сомнения в легальности, он имеет право:

  • временно заблокировать банковские карты клиента;
  • отключить доступ к интернет-банку (веб-версия и приложение Сбербанк Онлайн);
  • отказать клиенту в выдаче наличных или в переводе денег по безналу;
  • отказать клиенту в открытии счёта, выпуске или перевыпуске карты.

Банк запрашивает документы о происхождении денег и экономическом смысле операций, чтобы решить, признавать ли клиента действительно причастным к сомнительным денежным расчётам. Если предоставить документы, согласно которым доходы легальны, а расходы объяснимы, доступ к счетам и картам восстановят. Банк к каждому случаю подходит индивидуально и заинтересован в том, чтобы применять такие меры как блокировка или отказ в обслуживании только при оправдавшихся подозрениях.

Отказ в банковском обслуживании по закону 115-ФЗ грозит клиенту тем, что он не сможет открывать новые счета и вклады, получать новые банковские карты, в том числе перевыпущенные; действующие карты клиента останутся заблокированными; клиент не сможет пользоваться Сбербанк Онлайн; все операции по счетам клиент сможет проводить только в офисе банка; операции на крупные суммы клиент сможет проводить только по согласованию с банком; могут возникнуть проблемы при открытии счетов и карт в других банках . Если банк в течение календарного года отказал в обслуживание 2 раза или больше, счёт закрывается.

Как не попасть под подозрение или доказать, что операции законны?

Сбербанк советует: не соглашайтесь на просьбы знакомых, родственников, друзей и т.д. перевести через ваши счета и карты деньги, к которым вы не имеете отношения, особенно если речь идёт о крупных суммах. Не соглашайтесь снимать эти деньги наличными. Не передавайте свои банковские карты никому, даже близким родственникам, - карты могут использовать для «обналичивания» и «транзита».
Снимайте наличные со своих счетов, вкладов и карт, только когда это действительно необходимо, особенно если деньги зачисляются на счета, вклады и карты безналичным путём. Старайтесь пользоваться безналичной формой расчётов.
Не используйте свои банковские карты для незаконной предпринимательской деятельности - зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель и оформите Бизнес-карту.
Не соглашайтесь на просьбы знакомых, родственников, друзей и т.д. оформить вас как директора организации или как индивидуального предпринимателя, если вы не собираетесь реально участвовать в бизнесе.
Если вы - индивидуальный предприниматель и у вас есть банковские карты, которые вы получали как частное лицо, не используйте их, чтобы принимать платежи покупателей или платить поставщикам и подрядчикам. Оформите для этих целей Бизнес-карту;
Позаботьтесь о том, чтобы операции по вашим счетам можно было подтвердить документально. Держите все бумаги в порядке (договора, счета, накладные, платёжки и т.п.).
Сотрудничайте с банком: если не отвечать на его вопросы о законности тех или иных операций, выводы могут быть не в вашу пользу.
Если банк просит вас подтвердить законность происхождения денег на ваших счетах и экономический смысл проводимых операций, обязательно отправьте интересующую банк информацию в указанный в запросе срок и по указанному адресу. Чем подробнее вы всё поясните, и чем быстрее данные поступят в банк, тем выше вероятность, что вопрос решится благоприятно для вас.
Как банк сообщает клиенту о сомнениях в законности денежных операций?
Если у банка появились вопросы, он уведомляет клиента об этом любыми доступными способами: обычно по телефону через СМС, реже - по электронной почте. В таких сообщениях банк может:

  • написать о блокировке карт и отключении Сбербанк Онлайн в соответствии с требованиями закона 115-ФЗ;
    запросить сведения и документы, подтверждающие законность происхождения средств на счетах и экономический смысл проводимых операций;
  • известить, что документы приняты в работу, указать сроки их рассмотрения, а при необходимости - написать о возможном продлении сроков;
  • информировать о том, какое решение принято - когда будут (и будут ли) разблокированы счета и карты и восстановится ли доступ к Сбербанк Онлайн.

В отдельных случаях банк направляет запрос в свой офис по месту открытия счёта, вклада или выдачи карты. В нём банк запрашивает сведения и документы, подтверждающие, что деньги на счетах клиента имеют законное происхождение, а проводимые операции - экономический смысл.

Как передать в банк запрошенные сведения и документы?
Когда банк запрашивает у клиента сведения и документы о законности происхождения денег и экономическом смысле проводимых операций, он обязательно сообщает, как их передать. Нужно отправлять документы в банк именно тем способом и по тому адресу, который указан в запросе. Обычно банк предлагает отправить скан-копии документов по электронной почте. Также клиента могут попросить принести документы в офис банка по месту открытия счёта или выдачи карты либо переслать копии бумажной почтой.

Если отправляете документы по электронной почте, обязательно укажите в теме письма ваши Ф. И. О. Файлы лучше пересылать в формате PDF. Общий объем письма не должен превышать 12 Мб. Если вам надо отправить больше, разбивайте на несколько писем.

Если решили направить документы бумажной почтой, помните, что такое письмо может опоздать. Тогда банк не получит его в установленные сроки, а это может повлиять на его решение. По возможности отправляйте документы по электронной почте или, если это указано в запросе, принесите их в офис банка.

Если вы не можете вовремя предоставить нужные документы или у вас их нет, как можно скорее сообщите в банк указанным в запросе способом, почему сложилась такая ситуация. Чем подробнее и быстрее вы всё объясните, тем лучше. Это может стать определяющим фактором, когда банк будет принимать решение.

Какие подтверждающие документы нужно предоставить в банк?
Это могут быть любые документы, которые подтверждают законность происхождения средств на ваших счетах и экономический смысл проводимых операций. Полного перечня не существует, поскольку основания могут быть самыми разными.

Например, это могут быть договоры купли-продажи, договоры подряда, договоры займа, договоры найма помещения, договоры аренды имущества, счета на оплату товаров и услуг, квитанции об оплате, расчётные листы о начислении заработной платы, долговые расписки, выписки по счетам в других банках, справки из налоговой и т.п.

Что делать, если банк отказал в обслуживании (не открывает счет, не выдаёт карту, в том числе перевыпущенную)?
Если банк запрашивал у вас документы и сведения, ссылаясь на 115-ФЗ, но вы ничего не отправили, просто сделайте это тем способом, который указан в запросе, и ждите решения.

Если вы отправляли все документы, но банк принял отрицательное решение, сделать ничего нельзя. Через некоторое время можно снова попытаться открыть счёт или карту - банк может пересмотреть ваш вопрос по истечении определенного периода.

Также банки по закону обязаны блокировать счета клиентов, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. Таких людей и такие организации Федеральная служба финансового мониторинга включает в специальный перечень. Ни один российский банк не имеет права работать со счетами тех, кто находится в перечне.

Федеральная служба по финансовому мониторингу - орган исполнительной власти, задача которого - противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг ведёт перечень организаций и физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. Основания для включения в перечень перечислены в п. 2.1 ст. 6 закона 115-ФЗ. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Росфинмониторинга.

Если на счета банком наложены ограничения на основании информации, поступившей от Росфинмониторинга, это означает, что в банк поступила информация от Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) о вашей возможной причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Согласно закону 115-ФЗ банк обязан ограничить проведение операций по вашим счетам. Вы имеете право распоряжаться средствами на счетах в виде и в размерах, предусмотренных п. 2.4 ст. 6, п. 4 ст.7.4 закона 115-ФЗ. Вы не сможете пользоваться банковскими картами и Сбербанк Онлайн, проведение операций будет возможно в офисе банка.

Если вы считаете, что включены в перечень по ошибке, или имеются основания для исключения вас из перечня, в соответствии с п. 2.3 ст. 6 Закона 115-ФЗ вы имеете право обратиться в Росфинмониторинг с письменным заявлением об исключении вас из перечня.

Кроме того, межведомственный координационный орган, противодействующий финансированию терроризма, может принять решение о замораживании (блокировке) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии со ст. 7.4 закона 115-ФЗ.

Полное название закона 115-ФЗ: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Он определяет обязанности и ответственность организаций, которые работают с деньгами и имуществом граждан: банков, страховых компаний, микрофинансовых организаций и т.д. Цель закона - не допускать легализации незаконных доходов и финансирования терроризма.

Добрый день!

Действительно, банки наделены полномочия по блокировке счетов если имеются достаточные основания подозревать причастность вашей компании к террористической деятельности. Зачастую, банки превышают такие полномочия. Такое может быть, например, когда счет открыт недавно, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, выявление неоднократного совершения операций или сделок и др.

после моего требования объяснить ситуацию, стали говорить о вопросах их финмониторинга к происхождению средств. И только на просьбу дать письменную мотивировку их требований получил сей документ. Со ссылкой на №115-ФЗ: предоставить все документы по операциям. Без проблем: контракт, акт исполненных бизнес-операций, инвойс на оплату - предоставил. Как оказалось, этого мало. Нужны и товарно-транспортные накладные!
Виктор

По смыслу Закона N 115-ФЗ у клиента банка имеется обязанность по запросу документов, необходимых для идентификации платежей и фиксирования информации, содержащей сведения о совершаемой операции, при этом банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями данного Закона, а также в случае наличия обоснованных подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Банк, по сути, не принял никаких мер для урегулирования конфликта. А некомпетентность сотрудника по запросу ТТН на оказание услуг просто поражает.

Кроме того, в случае судебного разбирательства, на банк возложена обязанность по доказыванию того, что совершаемые клиентом перечисления (как сделки) противоречат закону, то есть имеют запутанный или необычный характер, не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствуют целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации.
Если действительно банк превысил такие полномочия, можно взыскать неустойку и убытки, если таковые имелись.

С уважением, Сергей П.

Если необходимо помощь, в т.ч. и в суде, можете обращаться!

Добрый день.

1. Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений.

Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам.

В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам - фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.

Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.

Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.

Из этого следует:

А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.

Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» - это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком.

С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.

В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).

Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).

2. Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:

А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.

Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.

В) Вы предоставляете запрашиваемые документы.

Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие:

– человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).

Также частая ошибка – человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна.

Еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.

Также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.

Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.

3. Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали?

Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:

А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.

Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.

4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что:

А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.

Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.

Как коммерческие банки следят за деятельностью своих клиентов с целью обнаружения подозрительных операций и предотвращения деятельности обнальных контор.

Начнем с Федерального закона от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», которым в том числе были внесены изменения в закон № 115-ФЗ и по этому закону организовать слежку поручено не только коммерческим банкам. Теперь за отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, должны следить и организации, поименованные в ст. 5 Закона №115-ФЗ.

Давайте посмотрим, кто входит в этот список.

Ст. 5 Закона №115-ФЗ (в частности):

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций);
  • лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • микрофинансовые организации и т.д.
Эти компании обязаны предоставлять информацию в Росфинмониторинг по сотням критериев. Мы посмотрим только коммерческие банки.

Какую информацию передают банки

Кроме письма ЦБ РФ №236-Т есть еще один очень интересный документ - положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (приложение 8).

В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).

Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.

Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?

Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ.

В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.

Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков.

Признаки, указывающие на необычный характер сделки

Признаки 1101 и 1102: интересно, кто в коммерческом банке уполномочен это оценивать и по каким критериям?

Или признак 1106.

Я хочу его прокомментировать. В настоящее время коммерческий банк имеет право потребовать от налогоплательщика абсолютно любую информацию, любые документы в любое время. Больше не существует никаких ограничений для коммерческих банков.

Банк может запросить: все договора, любую отчетность, аналитические справки, стратегические планы и вообще все, что угодно. Если налогоплательщик не предоставит запрошенную информацию, банк имеет право заблокировать расчетные счета и расторгнуть договор банковского обслуживания. Это относится как к юридическим, так и к физическим лицам.

Или, давайте посмотрим признак 1107, мне он очень "нравится".

То есть получается, клиент должен сказать банкирам примерно следующее: «Господа, мы совершенно не озабочены вопросами конфиденциальности! Вы имейте ввиду, что всю информацию по сделке вы можете раскрывать любому интересующемуся лицу!»

Или признак 1109.

А кто это решает, что инструкции сложные?

Или вот этот признак удивительный - 1110.

То есть, мы, приходя в банк, должны говорить примерно так: «Господа банкиры! Да не торопитесь. Ну, сделаете Вы платеж завтра-послезавтра, хорошо! Нет, ну и не надо. Мы особенно не торопимся. Сделаете через месяц или год»

Вы знаете, я, когда это читала, то у меня было ощущение, что я попала в какое-то зазеркалье. Этим документом можно «восхищаться» до бесконечности, посмотрите его на досуге.

Вот посмотрите - пункт 1402. Что не пункт, то «шедевр». Или пункт 1407. Я понимаю, что опасно снимать деньги. Но тут речь идет о том, что опасно теперь и вносить деньги на счет. Или пункт 1410.

14 Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств
1402 Зачисление в течение небольшого периода крупных сумм денежных средств на счет клиента - юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, операции по которому не производились в течение более трех последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме либо их переводом на счет в другую кредитную организацию в течение одного или нескольких дней
1407 Существенное увеличение доли наличных денежных средств, вносимых на счет клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета
1410 Существенное увеличение доли наличных денежных средств, снимаемых клиентом - юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица со своего счета, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета.

Под подозрением даже вклады

А теперь, внимание! Летом 2016 года ЦБ РФ вносит поправки в данное положение - Указание ЦБ РФ от 28.07.2016 № 4087-У.

Для начала некоторые цитаты из этого замечательного документа, направленного на борьбу с обналом. В этом указании речь идет не только про борьбу с обналичкой. Затягивается удавка на шее и обычных бизнесменов.

Речь идет о том, что Центробанк дал указания каждому коммерческому банку более внимательно смотреть операции, которые теперь дополнительно будут считаться подозрительными. Что же у нас теперь будет считаться «дополнительно подозрительным»?

Признак 1419.

1419 Зачисление денежных средств на банковский счет клиента, осуществляющего розничную торговлю товарами, в том числе посредством организации торговой сети, за наличный расчет (в частности, продовольственными товарами, строительными материалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами), по основаниям, не предполагающим уплату налога на добавленную стоимость (в частности, агентские договоры, договоры об оказании услуг, договоры займа, уступки прав требования), при условии, что наличные деньги от торговой деятельности на банковский счет такого клиента не вносятся либо вносятся в незначительном объеме

То есть если вы продаете автомобили, стройматериалы или что-то другое из этого списка по агентским схемам, и при этом агентами являются, например, компании на спецрежимах или ИП, которым Центробанком официально разрешено не инкассировать выручку в банк, если оборот до 800 млн. рублей в год, то теперь эти операции будут считаться подозрительными.

И коммерческий банк, увидев подобные операции, имеет право без объяснения причин расторгнуть договор банковского обслуживания, блокировать расчетные счета. Или, если у ИП есть банковская карта, то заблокировать и ее.

Но это еще не все. Признак 1420. Также теперь к подозрительным операциям относятся…

1420 Снятие клиентом - юридическим лицом (его обособленным подразделением), не являющимся кредитной организацией, и клиентом - индивидуальным предпринимателем денежных средств в наличной форме с банковского счета (банковского вклада!!!) (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов)
(введено Указанием Банка России от 28.07.2016 N 4087-У)

Или БАНКОВСКОГО ВКЛАДА! То есть получается, что, если ИП открывает банковский вклад, потом снимает деньги и говорит: «Я хочу потратить его на отпуск», то банкиры могут сказать: «Нет, ты не можешь его потратить так! Потому что ты имеешь право снимать деньги только на оплату труда или компенсаций, а также стипендий и пособий для других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством или на оплату канцелярских или других хозяйственных расходов. Так написано в документе!».

А вот ГСМ, как упоминается здесь, уже нельзя покупать за наличные. Точнее, можно снимать наличные, только это теперь относится к разряду «подозрительных банковских операций». И коммерческий банк имеет право без объяснения причин, заблокировать всю деятельность этого бедолаги-ИП или юридического лица.

И это не все… Из этого документа я вам прочитала только две цитаты, а там сотни операций являются «подозрительными», вся страна под подозрением. Каждый вздох и шаг под подозрением…

устойчивого малого бизнеса в России

Если вы предприниматель, любой банк может внезапно заблокировать доступ к счету.

Причина - подозрение в обнале. Но дело не в вас, дело в Центробанке.

Россия борется с обналом и уходом от налогов. Существует целая индустрия обнала, и ЦБ постоянно ищет способы ее переиграть.

На нынешнем витке в борьбу включены банки: они обязаны блокировать любые операции, которые похожи на обнал. Под санкции банка могут попасть даже честные предприниматели: достаточно случайно провести несколько подозрительных операций.

В этой статье - как не стать случайной жертвой борьбы закона с хитростью.

Что за обнальщики

Обнальщики - ребята, которые превращают официальные деньги на счете в неофициальную наличку.

Компания, которой нужны наличные, заключает договор и оплачивает какие-нибудь невещественные услуги - например консультации. Другая компания их как бы оказывает. Но на самом деле она выводит деньги подставной компании, та переводит их по липовым договорам через транзитные фирмы, а в конце цепочки деньги снимают как наличные. В итоге первой компании привозят сверток с деньгами, из которого предприниматель выдает серую зарплату, уходя от налогов и взносов.

Заниматься обналом и пользоваться подобными услугами незаконно. Мы не советуем так делать и надеемся, что вам никогда не придется с этим столкнуться.

Если Центробанк замечает, что какой-то банк помогает обнальщикам, он резво отзывает у него лицензию. Тогда блокируются деньги всех клиентов, и если ваши вклады застрахованы, то вы их получите через АСВ через две недели. Если нет - возможно, не получите. В итоге десяток обнальщиков со счетами в одном банке могут подкинуть проблем тысячам клиентов.

Чтобы не подводить своих клиентов, банки вынуждены самостоятельно следить за подозрительными операциями. Для этого во всех банках есть отдел финмониторинга. Что именно и как мониторить, им говорит Центробанк.

Расскажем, что делать честным предпринимателям, чтобы их не посчитали обнальщиками.

Проверяйте контрагентов

Если ваша фирма работает с подозрительными компаниями, ее могут посчитать транзитером - частью цепочки по обналичиванию средств. Поэтому, прежде чем начать работу с новым поставщиком или клиентом, убедитесь в его надежности.

Подозрительно : контрагент находится по адресу массовой регистрации. Проверьте, сколько компаний зарегистрировано по адресу контрагента - проще всего сделать это на сайте ФНС. Вбейте в поисковик адрес и посмотрите, что за здание там расположено: если это не бизнес-центр и там зарегистрировано 15 фирм, то это адрес массовой регистрации.

Подозрительно : директор компании числится директором во многих других фирмах. Директора тоже можно проверить на сайте налоговой.

Очень подозрительно : у контрагента много арбитражных дел, исполнительных листов за неуплату налогов и исков от контрагентов за неисполнение обязательств. Проверяйте в картотеке арбитражных дел.

Всё и сразу можно проверить на сайте налоговой в разделе ЕГРЮЛ, в сервисах «Мое дело-бюро», «Спарк», «Контур-фокус».

Подробно описывайте переводы

Когда отправляете платеж, подробно описывайте его назначение: основание, дату, НДС. Если нет описания платежа, финмониторинг может начать расследование.

Если у банка возникнут подозрения в подлинности договоров или счетов, вас попросят их предоставить. Обычно на предоставление дают хотя бы один рабочий день, за это время собрать документы реально, если они рядом. Сложнее, если оригиналы на подписи у контрагента. Но чаще всего для подтверждения достаточно фотографий. Можно попросить контрагента сфотографировать документы на телефон и переслать.

Чтобы предупредить вопросы, подробно описывайте платежи и держите под рукой оригиналы или сканы договоров.

Работайте по своим оквэдам

Коды ОКВЭД-2 показывают, чем занимается компания. Их выбирают при регистрации предприятия. Вам должны платить только за то, что прописано в оквэдах.

Например, компания говорит государству: «Буду заниматься реставрацией произведений искусства» - поэтому выбирает «Деятельность в области художественного творчества» - код 90.03.

Надежно : ни у кого не возникнет вопросов, если такая компания получит деньги за реставрацию картины или антикварного столика из музейной коллекции. Эта деятельность соответствует зарегистрированным оквэдам.

Подозрительно : если придут деньги за абстрактные «финансово-консультационные услуги», проверка начнется наверняка. Еще налоговая может оштрафовать на 5000 Р за неправильное предоставление данных.

Если вы понимаете, что фирма растет и появляются новые направления бизнеса, просто добавьте коды оквэда. Для этого нужно заверить у нотариуса заявление и подать документы в ФНС. Госпошлина - 800 Р, для ИП - бесплатно.

Не снимайте все наличные

Как только ИП начинает снимать со счёта все деньги, к нему приходят с проверкой. ИП чаще всего задействованы как концевые звенья цепи обнала, поэтому здесь к ним особое внимание.

Подозрительно : ИП получает 300 тысяч и на следующий день снимает все деньги в банкомате.

Безопасно : ИП получает 300 тысяч и переводит часть денег на личный счет, а часть тратит с карты, привязанной к счету. ИП может покупать по корпоративной карте хоть оборудование для фирмы, хоть колбасу в «Ашане». Если у ИП «доходы минус расходы», то колбасу просто не нужно заявлять к вычету. Если просто «доходы» - покупки вообще никого волнуют, можно везде и всегда рассчитываться корпоративной картой.

В «Тинькофф-бизнесе» ИП могут бесплатно переводить до 150 000 рублей ежемесячно на собственную карту Tinkoff Black и получать кэшбэк за покупку колбасы. Но если каждый день вы получаете по 150 тысяч и тут же переводите на свою карту, после чего обналичиваете в банкомате - финмониторинг может заволноваться.

Платите налоги и взносы

Компании обязаны платить налоги и взносы. Банки обязаны за этим следить. Но есть нестыковка: компании могут открыть счета в нескольких банках и чисто теоретически платить налоги с любого из них - законом не запрещено. Но следят за налогами все банки одновременно: каждый хочет, чтобы вы платили именно через него. В итоге, если у вас счета в двух банках, а платите вы налоги только с одного, второй банк начнет вас подозревать.

Безопасно : платить налоги параллельно со всех счетов. Например, с одного - подоходный, а с другого - взносы.

Иметь несколько счетов для бизнеса в нескольких банках - это хорошее дело. Если у одного из банков отзовут лицензию, заморозятся не все деньги.

Нормально : платить налоги и взносы с одного счёта и держать под рукой копию платежки, чтобы в случае чего показать ее финмониторингу.

Еще есть налоговая нагрузка по сфере деятельности. Она определяет процент налогов от оборота компании по виду экономической деятельности и варьируется от 1,4% до 41,5%. Если платить меньше, чем в среднем по сфере, то с проверкой в офис придет уже налоговая, а не банк.

Если компания или предприниматель работают с физическими лицами, то они почти всегда являются налоговым агентом и должны удержать и перечислить в налоговую НДФЛ за физлицо. Если вы отправите деньги физлицу, но не заплатите налог в течение суток - начнутся вопросы.

Что делать, если вас заподозрили

Банк не сразу блокирует обслуживание за подозрительные операции. Обычно процедура выглядит так:

  1. Специально обученный робот ловит подозрительные транзакции и выдает отчет.
  2. Живой аналитик смотрит на операции и решает, подозрительные они или нет. Если подозрения есть, открывается расследование.
  3. Сотрудник банка связывается с предпринимателем, чтобы запросить подтверждающие документы: счета, по которым идет оплата, копии договоров. Банки дают от 1 до 10 дней, чтобы предприниматель прислал нужные документы - обычно достаточно их сфотографировать и прислать фото. Если сомнений в честности нет, то расследование закрывают.
  4. Если предприниматель никак не ответил на запрос банка или не показывает документы, то блокируется дистанционное обслуживание счёта - нельзя будет зайти через интернет-банк и вывести деньги.
  5. Чтобы разблокировать обслуживание, предпринимателю достаточно предоставить запрошенные документы в банк. Если документов не будет, деньги так и останутся лежать на счете, но забрать их можно будет только после контакта с банком.

Финмониторинг работает, чтобы защищать всех клиентов банка от отзыва лицензии. Поэтому сотрудники никогда не блокируют обслуживание счёта без разбора, а реальные санкции начинаются, только когда предприниматель начинает скрываться. Случайно обслуживание счетов не блокируется.

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Подлежащие обязательному контролю операции 115 ФЗ (федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001) описывает достаточно подробно. О сделках, находящихся на особом контроле, расскажет наша статья.

Операции, подлежащие обязательному контролю из-за условий сделки

В первую очередь на особом контроле находятся сделки, отвечающие двум условиям:

  1. Цена сделки равняется или больше 600000 рублей (либо аналогичной сумме в валюте).
  2. По характеру сделка относится к одному из видов финансовых действий, перечисленных в п. 1 ст. 6 вышеупомянутого закона.

Именно к таким операциям закон относит:

  • снятие или зачисление на счет организации наличных, если эта процедура не вытекает из особенностей хоздеятельности фирмы;
  • купля-продажа валюты гражданином;
  • покупка гражданином акций и других ценных бумаг за наличные;
  • получение физлицом денег по чеку на предъявителя, если чек выписан иностранным гражданином;
  • обмен банкнот разных достоинств;
  • внесение физлицом доли наличными в уставный капитал организации.

Если одна из сторон финансовых отношений зарегистрирована, живет или находится в стране, которая не исполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (список государств установлен приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361), либо используются счета в банковских организациях, зарегистрированных в таких странах, особому контролю подлежат:

  • зачисление или перевод на счет денег;
  • выдача или получение кредита или займа;
  • манипуляции с ценными бумагами.

Читайте также: Как комиссоваться из армии

Кроме того, к особо контролируемым относятся некоторые операции, связанные с движением средств на счетах:

  • помещение денег на счет с оформлением документации на неопределенных третьих лиц;
  • открытие вклада в виде наличных финансовых средств для других лиц;
  • перечисление средств на счет за рубеж или получение денег из-за границы, если второй стороной является анонимный владелец;
  • зачисление или снятие денег со счета юрлица, срок деятельности которого не превышает 3 месяцев или счетом которого не пользовались со дня открытия фирмы.

Также ст. 6 определяет, что контролю подлежат некоторые операции с движимым имуществом:

  • сдача ювелирных украшений, лома из них, драгметаллов, драгкамней и иных ценностей в ломбард;
  • выплата гражданину страховки или принятие от него страховой премии по страхованию жизни или другому виду накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • обретение или передача собственности через лизинг;
  • перечисление денег по заданию клиента некредитным предприятием;
  • купля-продажа «ювелирки», лома таких изделий, драгметаллов и камней;
  • прием или выдача денег (в том числе в электронной форме), связанных с участием в лотереях, тотализаторах и других азартных играх;
  • предоставление некредитными фирмами беспроцентных займов или получение ими таких займов.

Финансовые процессы, подлежащие контролю из-за цены сделки

В зависимости от стоимости сделки, подлежащими обязательному контролю операциями могут быть признаны и другие операции (т. е. не отвечающие условиям, указанным выше). К таким сделкам относятся:

  1. Купля-продажа, дарение, мена и прочие операции, связанные с передачей права собственности на имущество, на сумму более 3000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте).
  2. Приобретение некоммерческой организацией денег или имущества на сумму от 100000 рублей (либо ее эквивалента в валюте), если такой перевод совершается от лица иностранного государства, международной или иностранной фирмы, иностранцев или лиц без гражданства. Контролю также подлежат траты некоммерческой организации в размере от 100000 рублей.
  3. Движения по счетам стратегически значимых для ОПК и безопасности России предприятий либо прямо или косвенно контролируемых такими предприятиями организаций в сумме, равной 50000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте) и более.
  4. Зачисление или списание денег, а также операции по первому зачислению средств на счета головного исполнителя или участника-исполнителя поставок продукции по гособоронзаказу в размере 600000 рублей и более. Дальнейшие зачисления и списания подлежат контролю только при оперировании суммами от 50000000 рублей (либо их эквивалента в валюте).

Бизнес-процедуры, подлежащие контролю из-за стороны сделки

В обязательном порядке контролируются сделки, если имеются данные о причастности одной из сторон к экстремизму или терроризму либо контроле участника сделки со стороны лиц, предположительно причастных к экстремизму или терроризму. Порядок установления лиц, причастных к экстремизму или терроризму, установлен постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804.

При этом попавшие в такой список граждане ради обеспечения существования себя и не имеющих самостоятельных доходов членов семьи вправе:

  • оперировать денежными средствами или имуществом для получения или траты зарплаты в сумме не более 10000 рублей в месяц на каждого указанного человека;
  • проводить операции с деньгами или имуществом для получения или траты пенсии, стипендии, пособия и других соцвыплат, а также для уплаты налогов, штрафов и иных обязательных платежей;
  • оперировать деньгами или имуществом с целью исполнения обязательств, наступивших до включения лица в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму.

Таким образом, контролируемые в соответствии законом № 115-ФЗ финансовые операции представлены довольно широким списком. Ознакомиться с ним во избежание проблем и недоразумений желательно всем лицам, ведущим предпринимательскую и иную финансовую деятельность.

Росфинмониторинг

Финмониторинг — это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

Организовывать рабочие группы и комиссии.

Проводить расследования и проверки.

Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель — физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц — от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Финансовый гений

Финансовая грамотность, эффективное управление личными финансами

Финансовый мониторинг

В этой статье я разберу тему, на которую мне периодически поступают вопросы – финансовый мониторинг или, как его называют сокращенно, финмониторинг . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое финансовый мониторинг, что представляет собой орган (служба) финансового мониторинга, как он работает, как осуществляется финансовый мониторинг в банках России и Украины, чем он регулируется, какие операции попадают под финмониторинг, стоит ли его бояться юридическим и физическим лицам, и много другой полезной информации на эту тему.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. “Финансы” – это деньги в движении, а “мониторинг” – это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган – служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь – коммерческие банки. Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.

Читайте также: Служебная записка о повышении заработной платы сотруднику образец

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, “финансовый контроль”, “финансовая разведка”, у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).

Виды финансового мониторинга.

Существует два вида финмониторинга: обязательный и внутренний. Рассмотрим, что они означают.

Обязательный финансовый мониторинг – это анализ финансовых потоков, проводимый специальным государственным органом финансового мониторинга.

Внутренний финансовый мониторинг – это внутрибанковский контроль над проводимыми операциями клиентов с целью выявления тех операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу для отправки данных о них в уполномоченный орган, а также любых других операций, которые могут быть связаны с “отмыванием” денег и финансированием преступной деятельности.

Как осуществляется финансовый мониторинг в банках?

Теперь пару слов о том, как проводится финансовый мониторинг в банках, в чем он заключается. Все очень просто, вся процедура сводится к следующему:

  • Сотрудник банка, осуществляющий операцию (операционист или кассир), проводит идентификацию клиента (проверяет, вписывает и/или копирует его паспортные данные и другие документы при необходимости);
  • Сотрудник банка, ответственный за финмониторинг, проверяет все проведенные финансовые операции, и на тех, которые подлежат обязательному или внутреннему мониторингу, ставит специальные отметки – различные коды, которые обозначают критерии отнесения операции к финансовому мониторингу;
  • В необходимый срок (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) сотрудники головного офиса банка формируют нормативную отчетность, включающую операции, попадающие под финансовый мониторинг (они отмечены кодами, см. выше), и отправляют эту отчетность в электронном виде в уполномоченный орган финансового мониторинга.

Сотрудники службы финансового мониторинга просматривают эту отчетность, и в случае, если у них возникают подозрения о причастности некой операции к легализации преступных доходов или финансированию терроризма, запрашивают в банке дополнительную информацию (данные документов клиента или сами документы), которую банк им предоставляет или запрашивает у клиента. Далее при необходимости проводится проверка клиента, других его операций, и в случае, если выявлена преступная схема – задержание и последующие следственные и судебные процедуры.

Исключение составляют редкие случаи. Например, когда кто-то пытается совершить платеж в пользу лица, числящегося в списке международных террористов или нечто подобное.

Законы о финансовом мониторинге.

Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г. “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения”.

В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).

Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.

Органы финансового мониторинга.

Немного о том, как называются органы финансового мониторинга в России и Украине, и что они собой представляют.

В России эти функции выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу или, как ее часто называют, Росфинмониторинг . Официальный сайт – fedsfm.ru . Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется президенту РФ.

В Украине функционирует Государственная служба финансового мониторинга (Госфинмониторинг) , официальный сайт – sdfm.gov.ua . Эта служба подконтрольна Кабинету Министров Украины, а конкретно – министру финансов, и имеет статус центрального органа исполнительной власти.

Операции, попадающие под финансовый мониторинг.

Далее я рассмотрю отдельные, наиболее часто встречающиеся операции, попадающие под обязательный (государственный) и внутренний финансовый мониторинг. Обращаю внимание, что это не исчерпывающий перечень, а также на то, что перечень, суммы и типы операций в любой момент может измениться внесением соответствующих изменений в законодательные акты. Поэтому для получения на 100% точной и актуальной информации лучше всего обратиться к первоисточникам.

Повторюсь, что для России такие операции определены законом № 115-ФЗ от 13.07.2001г., а для Украины – законом № 1702-VII от 14.10.2014г.

Итак, какие операции попадают под государственный финмониторинг?

Во-первых, операции с наличностью на сумму, превышающую 600 тыс. рублей для РФ и 150 тыс. гривен для Украины:

  • покупка или продажа иностранной валюты;
  • снятие со счета наличных или взнос наличных на счет с последующим перечислением;
  • покупка ценных бумаг;
  • обналичивание иностранного чека на предъявителя;
  • обмен банкнот одного номинала на другой;
  • покупка или обналичивание дорожных чеков;
  • выплата страхового возмещения или внесение страховой премии;
  • зачисление или перевод средств из стран / в страны, входящие в перечень стран, не выполняющих требования ФАТФ – межправительственной организации, занимающейся противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма (в частности – это оффшоры);
  • открытие депозита на предъявителя или в пользу третьего лица;
  • перечисление средств на депозит за рубеж или зачисление возврата депозита из-за рубежа;
  • выплата выигрышей в лотерею, денежных призов и т.п.;
  • внесение средств для участия в азартной игре;
  • предоставление или получение беспроцентных займов;
  • получение или перечисление благотворительной помощи;
  • некоторые другие операции.

Во-вторых, операции на любую сумму, если они осуществляются лицом или в пользу лица (физического или юридического), входящих в список лиц и организаций, причастных к терроризму и экстремизму.

Какие операции попадают под внутренний финмониторинг?

  1. Финансовые операции, носящие запутанный характер, в которых не прослеживается конечная цель и смысл совершения операции, независимо от суммы (например, клиент А перечисляет некую сумму клиенту Б, клиент Б делит ее на 2 части и перечисляет клиентам В и Г, а клиенты В и Г перечисляют их обратно клиенту А).
  2. Финансовые операции, не соответствующие направлению деятельности клиента, независимо от суммы (например, сельскохозяйственное предприятие покупает золотые слитки).
  3. Финансовые операции, характер которых дает понять, что клиент хочет уклониться от обязательного финансового мониторинга или идентификации. (Например, дробление суммы операции: клиент не меняет валюту на 600 тыс. рублей сразу, а меняет три дня подряд на 200 тыс. рублей).
  4. Любые операции, если у субъекта финмониторинга возникают подозрения, что они могут быть связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Чем грозит финансовый мониторинг?

Часто люди пугаются финансового мониторинга и боятся проводить операции, которые могут под него попасть. На самом деле, в этом нет ничего страшного. Ежедневно в каждом банке осуществляются сотни, тысячи, десятки тысяч операций, попадающих под обязательный и внутренний финансовый мониторинг. И это отнюдь не означает, что у клиентов, совершающих такие операции, возникают какие-либо проблемы.

Просто все эти операции скапливаются в базе данных, которая хранится в уполномоченном органе (службе) финансового мониторинга, и при необходимости может быть использована.

Из личного опыта: на протяжении 9-летней работы в банке, в отделениях, где я работал, практически ежедневно совершались операции, подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу. И за это время ни разу, ни к одному клиенту не возникало каких-либо серьезных вопросов от контролирующих органов по поводу этих операций. Периодически запрашивалась дополнительная информация в банке, банк запрашивал ее у клиента и передавал, все.

Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Также блокировку на счет может наложить государственная служба финансового мониторинга. При этом такие блокировки носят, как правило, временный характер, до предоставления клиентом каких-то дополнительных документов, позволяющих удостовериться, что эта операция не попадает под действие законов “О противодействии легализации…”.

Многие часто спрашивают: означает ли попадание операции под финмониторинг то, что сведения о ней передадут в налоговые органы? Нет, не означает. Сведения об операции поступают только в уполномоченный орган финансового мониторинга, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения налогового законодательства и выявление уклонений от уплаты налогов.

Теперь вы имеете представление о том, что такое финансовый мониторинг, как он осуществляется, каковы виды финансового мониторинга, какими законами он регулируется в России и Украине, какие операции попадают под финмониторинг. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, ну а за более подробными данными обращайтесь к законодательным актам. Если у вас возникли какие-то вопросы, всегда можете задать их в комментариях.

На этом я прощаюсь с вами. Сайт Финансовый гений – отличный способ бесплатно повысить свою финансовую грамотность и получить много полезной практической информации в области финансов, экономики, достижения успеха. Оставайтесь с нами и будьте финансово грамотными! До новых встреч!

Здравствуйте! У нас такая ситуация,обналичили 200т якобы на выдачу зп, на самом деле деньги были сняты на строительно-монтажные работы,и по этим суммам еще не отчитались. Теперь хотим перечислением приобрести канц.товары и другой необходимый инвентарь.Нарушаем ли мы правила, влечет ли за собой это проблемы? И так же хотим написать письмо, о том что те деньги были не правильно указаны, как правильно это все сделать, чтоб не навредить себе? Если можно хотелось бы получить ответ на почту

Константин Белый пишет:

Здравствуйте, на почту я ответы не даю. Да, Вы нарушаете правила, так делать нельзя. Сумма снимается по чеку на конкретные цели, в банке ставится специальный кассовый символ, означающий цель снятия средств. Это все отражается в Ваших выписках по счету. Любая проверка может выявить это несоответствие. Банку это все равно, он тут не при чем, а вот налоговым органам – нет. Никаких писем писать не нужно – банк уже ничего не изменит, и повторяю, его использование Вами средств не по назначению вообще не касается. Если Вы снимали деньги на зарплату – Вы еще должны были одновременно перечислить все налоги на ФОТ. Без этого банк не должен был выдавать Вам деньги.

5 судебных заседаний, 4 письма в Росфинмониторинг и больше 10 обращений в банк с начала апреля 2013 года понадобилось директору Арктического центра стратегических исследований при Северном (Арктическом) Федеральном университете Ивану Мосееву, чтобы добиться получения собственных денег со своей карты Сбербанка.

Сегодня Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора" сообщила, что спустя год он все-таки добился выдачи денег.

За приписываемый ему комментарий на форуме в прошлом году Иван Мосеев был признал виновным в унижении достоинства этнической группы "русские" и приговорен к штрафу в размере 100 тысяч рублей. Он попал в так называемый "перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга", и его банковская карта была блокирована. После ряда неудачных попыток снять деньги Мосеев обратился в Архангельское отделение Сбербанка, где ему 23 мая 2013 года формально ответили, что банк вправе приостановить или прекратить действие карт в случае нарушений условий их использования. При этом в личных беседах сотрудники банка дали понять Мосееву, что он входит в "черный список Росфинмониторинга" и проблема кроется именно в этом.

Только 10 октября 2013 года из Управления претензионной работы Центра сопровождения клиентских операций "Южный порт" Сбербанка России пришло официальное разъяснение, что установлен запрет на совершение операций с денежными средствами по карте Мосеева в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (№ 115-ФЗ от 07.08.2001 года). В Сбербанке подчеркнули, что по вопросам отмены запрета Мосеев может обратиться в Росфинмониторинг.

Иван Мосеев посчитал действия банка незаконными и обратился в Октябрьский районный суд Архангельска. Он сообщил, что является единственным кормильцем в семье из четырех человек, двое из которых несовершеннолетние дети, и те небольшие деньги на карте ему нужны на самые необходимые бытовые нужды, а не на финансирование терроризма. Мосеев попросил обратить внимание, что он был осужден не за осуществление террористической деятельности, а за комментарий в интернете, ранее никогда не привлекался к уголовной ответственности и не был судим за совершение преступления в сфере нарушения антитеррористического законодательства.

Судебный процесс по делу Мосеева против Сбербанка начался 10 февраля 2014 года и продолжается до сих пор. 10 июня состоится очередное заседание, на которое из архива Сбербанка в "Ясной поляне" должен поступить подписанный Мосеевым оригинал условий банковского обслуживания. Представители Архангельского отделения Сбербанка утверждают, что, если бы не блокировали карту Мосеева, то для них могли бы наступить крайне негативные последствия вплоть до приостановления лицензии Центробанком.

– Первые 3 обращения в Росфинмониторинг в рамках этого судебного процесса завершились несодержательными отписками ведомства, – рассказывает юрист Сергей Петряков, представляющий интересы Ивана Мосеева. – И только, когда встал вопрос о необходимости участия в суде представителя Росфинмониторинга, нам пришел ответ ведомства о том, что постановление о приостановлении расходных операций по банковскому счету Мосеева Росфинмониторингом не выносилось. Таким образом, учитывая, что Росфинмониторинг устранился, мы считаем, что в нарушение действующего законодательства банк фактически взял на себя обязанность надзорного органа по одобрению или отказу в проведении операций.

После получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу Иван Мосеев обратился в Архангельское отделение Сбербанка России с просьбой выдать ему необходимую сумму с его банковской карты, приложив этот документ. В течение получаса банк выдал деньги Ивану Мосееву.

Публикации по теме