Минюст приказ минфина от 16.11 209. Расчеты по ущербу и иным доходам. Одним ударом - семерых

Комментарий

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н) внесены изменения во все инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности для учреждений госсектора, а также уточнен порядок заполнения отдельных форм первичных учетных документов и регистров.

Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности за 2016 г. Исключение составляют отдельные положения, которые необходимо принимать во внимание при утверждении учетной политики с 2017 г.

Приказы обратной силы не имеют, поэтому все операции и первичные документы, которые были оформлены с начала года, в связи с внесением изменений переделывать не нужно. В то же время если для формирования показателей годовой отчетности необходимо получить новые данные по счетам, операции отражаются в конце года общей суммой.

Проанализируем новшества, которые касаются учреждений всех типов. Рассмотрим, что изменилось в Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и в правилах документального оформления операций, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).

План счетов

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен балансовым счетом 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным" и забалансовым счетом 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями".

Счет 210 13 предназначен для учета расчетов по суммам НДС по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). До внесения изменений в Инструкции № 157н отсутствовал счет для учета сумм НДС по перечисленным авансам. Теперь этот пробел устранен. С 2016 года для этих целей применяется счет 210 13.

Забалансовый счет 42 введен для контроля за целевым использованием бюджетных инвестиций юридическими лицами, которые не являются государственными (муниципальными) учреждениями, унитарными предприятиями (п. 393 Инструкции № 157н). Счет применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Показатели объемов произведенных вложений списываются с забалансового учета после реализации целей бюджетных инвестиций, т.е. после окончания работ и введения в эксплуатацию объекта(ов) капитальных вложений, после государственной регистрации права собственности организации, реализующей цели бюджетных инвестиций, на недвижимое имущество.

Аналитический учет по счету 42 ведется в разрезе организаций, реализующих цели бюджетных инвестиций, и соответствующих целей бюджетных инвестиций (проектов, объектов).

Единый план счетов дополнен также новыми счетами 502 03 "Принятые авансовые денежные обязательства", 502 04 "Авансовые денежные обязательства к исполнению", 502 05 "Исполненные денежные обязательства". С 2017 года аналитические счета по этим группам счетов применяют органы Федерального казначейства в части кассового исполнения федерального бюджета.

В пункте 21 Инструкции № 157н сделано уточнение в части Рабочего плана счетов автономного учреждения. По счетам финансового результата, затрат на изготовление готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг), внутриведомственных расчетов в разрядах 24 – 26 номера счета Рабочего плана счетов отражаются коды КОСГУ. В разрядах 24 – 26 других номеров счетов указывается аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, которая обеспечит раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Структура номера счета утверждается в учетной политике.

События после отчетной даты

Приказом № 209н скорректированы положения пп. 3, 6 Инструкции № 157н, касающиеся событий после отчетной даты. Под таким событием понимается факт хозяйственной жизни, который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности. Из определения исключены слова "за отчетный год". Следовательно, события после отчетной даты нужно учитывать при подготовке не только годовой, но и квартальной, а также месячной отчетности.

Примерами событий после отчетной даты служат:

  • объявление должника учреждения банкротом;
  • окончание судебного процесса;
  • получение свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления по созданным (полученным) в отчетном периоде объектам недвижимости;
  • получение от страховой компании документов, уточняющих размер страхового возмещения, которое по состоянию на отчетную дату было отражено на основании оценочного заключения;
  • обнаружение существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства, которые ведут к искажению показателей отчетности за отчетный период;
  • принятие решения о реорганизации учреждения, открытии (закрытии) структурных подразделений.

Если какой-либо существенный факт хозяйственной жизни наступил, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность уже составлена, но еще не сдана, и внесение корректировок в формы приведет к нарушению сроков представления отчетности, сведения о таком событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в текстовой части пояснительной записки. При этом числовые показатели в отчетных формах остаются прежними, т.е. приводятся без учета данного события. Текстовые пояснения даются в том разделе пояснительной записки, к которому относятся изменения. Аналогичным образом в отчетности отражается информация из первичных документов, которые поступили с опозданием.

Порядок признания в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты должны быть определены в учетной политике учреждения.

Исправление ошибок

По общему правилу ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который отчетность уже представлена, отражается датой обнаружения ошибки (п. 18 Инструкции № 157н). В новой редакции этот пункт дополнен новым абзацем. В нем допускается исправление ошибок после представления, но до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, корректировка отражается последним днем отчетного периода.

Отчетность считается утвержденной только после утверждения закона об исполнении бюджета. Например, Федеральный закон об исполнении федерального бюджета за 2015 г. подписан Президентом РФ 31 октября 2016 г. Соответственно, в период с даты представления отчетности до даты ее утверждения в показатели можно внести исправления.

Решение о необходимости исправлений в отчетных показателях принимают финансовый орган публично-правового образования, главный распорядитель бюджетных средств, орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, принявшие отчетность. Информация о сделанных бухгалтерских записях и об изменении показателей отчетности раскрывается в пояснительной записке, которая представляется в составе уточненной отчетности.

Таким образом, если ранее исправительная запись попадала только в отчетность того года, в котором отражалась корректировка, то теперь возможно отражение ошибки в отчетном году в качестве события после отчетной даты.

Инвентаризация

В новой редакции п. 20 Инструкции № 157н приведены случаи, когда инвентаризация обязательна:

  • установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • стихийное бедствие, пожар, авария или другая чрезвычайная ситуация, вызванная экстремальными условиями;
  • смена материально ответственного лица (на день приемки – передачи дел);
  • передача имущества в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкуп, продажа комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • другие случаи, предусмотренные законодательством или иными нормативными правовыми актами. К ним относится проведение инвентаризации перед составлением бухгалтерской (бюджетной) отчетности (п. 7 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, п. 9 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Этот перечень практически полностью совпадает с перечнем, приведенным в п. 1.5 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. В то же время в п. 20 Инструкции № 157н специально для учреждений госсектора уточнен порядок отражения результатов инвентаризации.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Исключение составляют результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой отчетности. Они отражаются в годовой отчетности независимо от даты подписания инвентаризационных описей и актов.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) юридического лица отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

Нефинансовые активы

Приказом № 209н уточнены некоторые пункты разд. II "Нефинансовые активы" Инструкции № 157н:

  • пункт 28 – изменение стоимости земельного участка в связи с изменением его кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете и отчетности финансового года, в котором это изменение произошло;
  • пункт 118 – одежду и обувь для всех групп воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, маркировать специальным штампом не требуется. Ранее Минфин России в письме от 15.02.2016 № 02-06-05/7872 высказывал мнение о нецелесообразности отмены порядка маркировки относительно всего мягкого инвентаря и всех возрастных групп воспитанников. Одежду, обувь, спортивную одежду и обувь старшей возрастной группы воспитанников (выпускников) учреждений предлагалось маркировать путем прикрепления (пришивания) тканевых жетонов, на которые предварительно несмываемой краской нанесен специальный маркировочный штамп. Однако после направления обращения в Минобрнауки России в Инструкцию № 157н были внесены изменения;
  • пункт 142 – земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости;
  • пункт 143 – объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. Иной порядок можно предусмотреть учетной политикой (ранее Инструкция № 157н такого положения не содержала).

Расчеты по ущербу и иным доходам

В пункт 220 Инструкции № 157н внесено уточнение, что счет 209 00 предназначен также для учета расчетов по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством. В качестве примера можно привести компенсацию расходов на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств ФСС РФ.

Санкционирование

В пункте 308 Инструкции № 157н приведено понятие отложенных обязательств. Это обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете резерва предстоящих расходов по данным обязательствам.

Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, перерегистрируются в следующем году (п. 312 Инструкции № 157н). Это положение согласуется с п. 5 ст. 161 БК РФ, которым установлено, что казенное учреждение заключает и оплачивает государственные (муниципальные) контракты, иные договоры в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно п. 313 Инструкции № 157н в новой редакции аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, ведется в разрезе кредиторов (групп кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров). Дополнительная аналитика может быть установлена в учетной политике.

В пункте 328 Инструкции № 157н уточнено назначение счета 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения":

  • бюджетные и автономные учреждения учитывают суммы плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных планом ФХД на соответствующие финансовые годы, и внесенные в течение текущего финансового года изменения;
  • главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета обобщают информацию о суммах денежных средств, предусмотренных в пределах прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям) бюджета.

Забалансовые счета

Объекты, которые в соответствии с законодательством не отражаются на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ), должны учитываться за балансом на счете 01 "Имущество, полученное в пользование". Такие дополнения внесены в пп. 332, 333 Инструкции № 157н.

Согласно пп. 365, 367 Инструкции № 157н в новой редакции забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств", 18 "Выбытия денежных средств" открываются также к счету 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (в части денежных расчетов).

Забалансовый счет 17 предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств на банковские счета, лицевой счет, открытый органом Федерального казначейства (финансовым органом), счет операций с наличными денежными средствами, в кассу, а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов). Исключение составляют поступления от возвратов расходов текущего финансового года, возврат учреждением остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет, которые отражаются на счете 18.

Перечисление возвратов поступлений учитывается на соответствующих счетах аналитического учета счета 17 со знаком "минус".

Забалансовый счет 18 предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств с банковских счетов, лицевого счета, открытого органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года.

Возврат расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года учитывается на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 со знаком "минус".

Обобщим порядок применения забалансовых счетов 17, 18 в таблице:

Наименование счета Увеличение (+) Уменьшение (-)
17 "Поступления денежных средств" Поступления денежных средств на банковские счета, лицевой счет, счет операций с наличными денежными средствами, в кассу Возврат излишне полученных доходов (доходов от авансов)
18 "Выбытия денежных средств" Выбытия денежных средств с банковских счетов, лицевого счета, со счета операций с наличными денежными средствами Возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года
Возврат остатков неиспользованных субсидий (грантов) прошлых лет

Описание счета 40 "Активы в управляющих компаниях" дополнено новыми абзацами (п. 391 Инструкции № 157н). В них уточнено, что увеличение (уменьшение) стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении, отражается на отчетную годовую дату путем увеличения (уменьшения) показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 40. Основанием для бухгалтерской записи служит отчет об управлении имуществом. Выбытие активов отражается при поступлении имущества от управляющей компании (из доверительного управления).

Документальное оформление

Приказом № 209н расширен перечень ситуаций, когда необходимо оформить Бухгалтерскую справку (ф. 0504833). В него включены следующие случаи:

  • передача лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов;
  • передача полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии), когда в оформленном первичном учетном документе отсутствует возможность заполнения раздела "Отметка о принятии к учету".

В перечисленных случаях отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии в оформленном первичном документе не проставляются, с этой целью составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833). В ней указываются наименование первичного документа, основание, номер, дата и наименование хозяйственной операции, корреспонденции счетов.

Если ведение бухгалтерского учета и (или) составление на его основе отчетности выполняет иное учреждение, организация (централизованная бухгалтерия), правила документооборота, технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором (соглашением).

Минфин России в письме от 07.12.2016 № 02-07-10/72795 разъяснил положения Методических указаний, утв. Приказом № 52н, которые касаются оформления Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Согласно Методическим указаниям Приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (основных средств, материальных запасов), в т.ч. от сторонних организаций (учреждений), и служит основанием для принятия имущества к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения.

По мнению Минфина России, если у учреждения при поступлении материальных ценностей есть отгрузочные документы, предусмотренные условиями договора (контракта), их достаточно для принятия имущества к учету. Оформлять дополнительный первичный документ (в данном случае Приходный ордер, ф. 0504207) не требуется. Из этих разъяснений можно сделать вывод, что ценности принимаются на основании Приходного ордера (ф. 0504207) в случаях, когда отсутствуют иные первичные документы.

Расчеты по ущербу и иным доходам

Источник: Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение"

В хозяйственной деятельности учреждений порой имеют место быть факты хищения, недостач и иного ущерба. В соответствии с Инструкцией № 157н они подлежат отражению на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в данную инструкцию, которые коснулись в том числе указанного счета. В статье рассмотрим, какие именно факты хозяйственной жизни государственных (муниципальных) учреждений и в каком порядке следует отражать с помощью данного счета.

Общий порядок учета по ущербу

Вследствие принятых изменений в Инструкцию № 157н счет 209  00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» стал иметь более широкое применение. Так, кроме учета на нем расчетов по суммам выявленных недостач, хищений иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в законодательством РФ порядке, на данном счете подлежат учету расчеты (п. 220 Инструкции №  157н ):

  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении случаев;
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Ранее при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, исходили из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понималась сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи указанных активов.

Теперь для определения размера ущерба применяется текущая восстановительная стоимость, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления утраченных активов.

Факты выявленных недостач, хищений и иного ущерба могут быть сразу отнесены на счет виновных лиц, если они установлены и признают их. На суммы ущерба, не признанные виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. Суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Во всех случаях выявленные недостачи и ущерб подтверждаются результатами инвентаризации (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств , утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №  49 ).

К счету 209  00 открыты аналитические группы синтетического счета объекта учета:

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 80 «Расчеты по иным доходам».

Рассмотрим, какие расчеты отражаются на каждом из них. Для этого воспользуемся также проектами изменений в инструкции №  162н , 174н и 183н , которые размещены на сайте Минфина.

На счете 209  30  000 «Расчеты по компенсации затрат» отражаются:

  • суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

На счете 209  40  000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» следует отражать:

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством.

Расчеты по ущербу имуществу государственных (муниципальных) учреждений отражаются на счетах:

- 209  71  000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

- 209  72  000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

- 209  73  000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

- 209  74  000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

Расчеты по прочему ущербу иному имуществу учреждений отражаются на счетах:

- 209  81  000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;

- 209  82  000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;

- 209  83  000 «Расчеты по иным доходам».

Следует пояснить, что на счете 209  83  000 подлежат учету расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205  00 «Расчеты по доходам».

Согласно п. 222 Инструкции №  157н аналитический учет по счету 209  00 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), виду имущества, и (или) сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам.

Для отражения ущерба предлагаются следующие корреспонденции счетов:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Начисление задолженности по ущербу в части компенсации затрат

1 209 30 560

1 401 10 130

0 209 30 560

0 401 10 130

0 209 30 000

0 401 10 130

Начисление задолженности по ущербу в части сумм принудительного изъятия

1 209 40 560

1 401 10 140

0 209 40 560

0 401 10 140

0 209 40 000

0 401 10 140

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) основных средств

1 209 71 560

1 401 10 172

0 209 71 560

0 401 10 172

0 209 71 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) нематериальных активов

1 209 72 560

1 401 10 172

0 209 72 560

0 401 10 172

0 209 72 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) непроизведенных активов

1 209 73 560

1 401 10 172

0 209 73 560

0 401 10 172

0 209 73 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) материальных запасов

1 209 74 560

1 401 10 172

0 209 74 560

0 401 10 172

0 209 74 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных средств в кассе

1 209 81 560

1 201 34 610

0 209 81 560

0 201 34 610

0 209 81 000

0 201 34 000

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных средств в со счета в организации

1 209 81 560

1 201 27 610

0 209 81 560

0 201 27 610

0 209 81 000

0 201 27 000

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных документов, иных финансовых активов

1 209 82 560

1 401 10 172

0 209 82 560

0 401 10 172

0 209 82 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по иным доходам, не отраженным по счету 205 00*

1 209 83 560

1 401 10 180

0 209 83 560

0 401 10 180

0 209 83 000

0 401 10 180

Начисление восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанным на забалансовый учет

1 209 30 560

1 209 40 560

1 209 70 560

1 209 80 560

1 401 10 173

0 209 30 560

0 209 40 560

0 209 70 560

0 209 80 560

0 401 10 173

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

0 401 10 173

Одновременно списывается восстановленная задолженность с забалансового счета

* На момент написания статьи в проектах изменений инструкций № 162н, 174н, 183н, размещенных на сайте Минфина, корреспонденций со счетом 209  83  000 не пре­дусмотрено.

Возмещение ущерба, причиненного учреждению, отражается в учете следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Поступление денежных средств от виновных лиц в возмещение ущерба

1 201 34 510

1 210 02 000

1 303 05 830

1 201 21 510

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 201 34 510

0 201 11 510

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 201 34 000

0 201 11 000

0 201 21 000

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме

1 401 10 172

1 209 70 660

1 209 82 660

0 401 10 172

0 209 70 660

0 209 82 660

0 401 10 172

0 209 70 000

0 209 82 000

Возмещение ущерба виновным лицом путем удержания из заработной платы (иных выплат)

1 304 03 830

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 304 03 830

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 304 03 000

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Списание задолженности по ущербу с баланса в связи с неустановлением виновных лиц

1 401 10 172

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 401 10 172

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 401 10 172

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Списание задолженности по ущербу с баланса в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, признанием виновного лица неплатежеспособным

1 401 10 173

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 401 10 173

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 401 10 173

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Одновременно задолженность по ущербу отражается по забалансовому счету

Причинение ущерба учреждению культуры

Для большинства учреждений культуры сохранность имущества имеет особое значение и в некоторых случаях его утрата может стать невосполнимой потерей (утрата музейных ценностей, редких экземпляров книг и т. п.). Но стоит отметить, что объекты имущества, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда, не являются собственным имуществом учреждений культуры (ст. 16 Федерального закона №  54‑ФЗ ). Они закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления.

В бухгалтерском учете они не отражаются, хотя эти учреждения обязаны обеспечить:

  • физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций;
  • ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями;
  • использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях.

Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете ситуации, когда причиняется ущерб имуществу самого учреждения. Особенности учета будут связаны с тем, установлено или нет виновное в причинении ущерба лицо.

В бюджетном учреждении Доме культуры обнаружили пропажу музыкальной аппаратуры балансовой стоимостью 120 000 руб. Ее остаточная стоимость 60 000 руб. Она включена в состав особо ценного учреждения по основной деятельности. Лицо, причинившее ущерб, в настоящий момент не установлено. По факту кражи ведется следствие и окончательное процессуальное решение еще не принято. учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов восстановительная стоимость утраченного имущества установлена в размере 140 000 руб.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 18.10.2012 № 02‑06‑10/4354 , доходы от возмещения ущерба являются собственными доходами бюджетного учреждения и учитываются по коду вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).

Данные обстоятельства в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Списана музыкальная аппаратура

в сумме начисленной амортизации

4 104 24 410

4 101 24 410

в сумме остаточной стоимости

4 401 10 172

4 101 24 410

Отражена сумма причиненного ущерба

2 209 71 560

2 401 10 172

Списана задолженность по ущербу с баланса в связи с неустановлением виновных лиц с одновременным отнесением на забалансовый учет

2 401 10 172

2 209 71 660

Сотрудник автономного учреждения культуры подал заявление об увольнении с 17 ноября 2014 года. Перед этим им был получен аванс за первую половину месяца. В сентябре данному сотруднику был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, но им не был отработан весь год и часть отпуска ему была предоставлена и оплачена авансом. При проведении окончательного расчета с данным сотрудником установлено, что из‑за выплаты отпускных авансом за ним образовалась задолженность в размере 5 000 руб. Удержать из окончательного расчета данную сумму не возможно, так как аванс уже получен. Заработная плата выплачивалась за счет средств от приносящей доход деятельности. Задолженность возмещена бывшим работником путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения.

Данные операции могут быть отражены следующим образом:

Отражение в отчетности расчетов по ущербу

Согласно п. 56 Инструкции №  33н сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу, представляются в составе пояснительной записки к годовой отчетности по форме 0503776. В составе годовой бюджетной отчетности представляются сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей по форме 0503176 (п. 152 Инструкции №  191н ).

Порядок отражения показателей в данных формах идентичный. В них представляются обобщенные за отчетный период аналитические данные об объемах ущерба и хищений имущества учреждения на основании соответствующих аналитических счетов счета 0  209  00  000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Показатели, отраженные в данных формах, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета.

В них представляется информация о наличии задолженности на начало года, установлении и уменьшении ущерба в течение года и остаток задолженности на конец года.

В графе 3 указываются итоговые данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу.

В графах 4, 5 формы 0503776 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу (по деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ) соответственно).

В графах 4, 5 формы 0503176 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу в разрезе бюджетной деятельности и средств, полученных во временное распоряжение.

Кроме этого, показатели граф 4, 5 по строке 010 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 3, 4 по строке 320 баланса (ф. 0503730), а показатели граф 4, 5 по строке 060 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 7, 8 по строке 320 баланса (ф. 0503730) (п. 73 Инструкции №  33н ).

Показатели, отраженные в графах 4, 5 по строке 010 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На начало года» по строке 320 баланса (ф. 0503130).

Показатели, отраженные в графе 4, 5 по строке 060 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На конец отчетного периода» по строке 320 баланса (ф. 0503130) (п. 171 Инструкции №  191н ).

Различные виды ущерба, причиненного учреждению, отражаются на счете 209  00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». С внесением изменений в Инструкцию № 157н данный счет может применяться для более широкого круга операций, но особенности такого применения в инструкциях № 162н, 174н и 183н еще не утверждены. Автором предложены корреспонденции счетов из проектов названных инструкций, размещенных на сайте Минфина. Расчеты по ущербу подлежат отражению в годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54‑ФЗ «О музейном фонде Российской федерации и музеях Российской Федерации».

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности"

Приказываю:

1. Внести в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19713; Российская газета, 2011, 5 марта)*(1) изменения согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Внести в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19669; Российская газета, 2011, 24 февраля)*(2) изменения согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Внести в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19693; Российская газета, 2011, 5 марта)*(3) , изменения согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

4. Внести в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558; Российская газета, 2011, 4 мая),*(4) изменения согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

5. Внести в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный номер 19452; Российская газета, 2011, 19 января)*(5) изменения согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

6. Внести в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный номер 19593; Российская газета, 2011, 9 февраля)*(6) изменения согласно приложению N 6 к настоящему приказу.

7. Внести в приложения N 4 и к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.) изменения согласно приложению N 7 к настоящему приказу.

8. Настоящий приказ применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год, за исключением пунктов 1.2 , 2.18 - 2.28 приложения N 5 к настоящему приказу, пунктов 1.3 , 2.1 , 2.17 - 2.27 , 2.29 - 2.33 приложения N 6 к настоящему приказу, применяемых при формировании учетной политики, начиная с 2017 года, пунктов 1.3 , 1.6 , 1.7 , 1.15 , 1.22 - 1.28 , 2.5 приложения N 3 к настоящему приказу, подпункт "б" пункта 1.6 , к настоящему приказу, применяемых при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности 2017 года.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

_____________________________

*(1) С изменениями , внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 228н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 марта 2016 г., регистрационный номер 41373; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15 марта 2016 г.).

*(2) С изменениями , внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 227н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2016 г., регистрационный номер 41121; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20 февраля 2016 г.).

*(3) С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 191н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2012 г., регистрационный номер 23229; Российская газета, 2012, 23 марта), от 26 октября 2012 г. N 138н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный номер 26253; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2013, N 11), от 19 декабря 2014 г. N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35856; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 6 февраля 2015 г.), от 26 августа 2015 г. N 135н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный номер 38821; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 сентября 2015 г.), от 31 декабря 2015 г. N 229н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2016 г., регистрационный номер 41312; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 9 марта 2016 г.).

*(4) С изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195; Российская газета, 2012, 26 декабря); от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 февраля 2015 г.); от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 апреля 2015 г.), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 февраля 2016 г.).

*(5) С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный номер 26060; Российская газета, 2012, 21 декабря), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный номер 34361; Российская газета, 2014, 5 ноября), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный номер 38719; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 сентября 2015 г.), от 1 марта 2016 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г. регистрационный номер 41570, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 марта 2016 г.).

*(6) С изменениям, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 174н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 г., регистрационный номер 27282; Российская газета, 2013, 13 марта), от 17 августа 2015 г. N 127н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный номер 38808; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 сентября 2015 г.), от 30 ноября 2015 . N 184н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный номер 40589; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 января 2016 г.).

Скорректированы некоторые приказы Минфина России в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности.

Так, планы счетов бухучета госучреждений дополнены новым счетом - 40 "Активы в управляющих компаниях". Уточнен порядок оформления операций по счетам "Нефинансовые активы", "Денежные документы", "Расчеты с учредителем", "Доходы от операций с активами", "Денежные средства учреждения" и др.

Закреплено, в частности, как отражается в бухучете изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухучету, в связи с изменением их кадастровой стоимости; задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет и т.д.

Скорректирована Инструкция о порядке составления годовой, квартальной и месячной отчетности учреждений. В частности, в ней установлено, что по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности учредитель не позднее рабочего дня уведомляет соответствующее учреждение о принятии отчетности либо о выявленных в ходе проверки несоответствий отчетности требованиям к ее составлению. Добавлены счета 40 "Активы в управляющих компаниях" и 42 "Бюджетные инвестиции, предоставленные организациям".

Введена отчетность (ежемесячная и годовая) о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (Ф.0503129). Она составляется органом Федерального казначества в виде первичного и сводного отчетов. Прилагается форма.

Соответствующие изменения коснулись Единого плана счетов бухучета.

Приказ применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности за 2016 г., за исключением отдельных положений, применяемых к отчетности за 2017 г.

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности"


, 1.22 - 1.28 , 2.5 приложения N 3 к настоящему приказу, подпункт "б" пункта 1.6 , подпункт "а" пункта 1.7 приложения N 4 к настоящему приказу, применяемых при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности 2017 г.

Бюджетные учреждения с 01.01.2018 г. в 1-17 разрядах счета 0.201.00.000 «Денежные средства учреждения» ставят нули (п. 2.1 изменений, утв. приказом Минфина от 29.11.2017 № 212н).

Обоснование
Из приказа Минфина России от 29.11.2017 № 212н

О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"

«В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности
приказываю:

1. Внести изменения в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19669)* согласно приложению к настоящему приказу.

С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 227н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2016 г., регистрационный номер 41121), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741).

Приложение. Изменения в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"

2. В приложении № 2 к приказу:

2.1. В пункте 2.1:

а) в абзаце девятом цифры "15-17" заменить цифрами "1-17";»

Как бюджетным и автономным учреждениям сформировать балансовые счета бухучета

Счета бухучета состоят из 26 разрядов и включают коды бюджетной классификации. В рекомендации читайте, какой код функции ставить в 1-4-м разрядах, какие счета формировать с нулевыми разрядами и когда использовать дополнительную аналитику. Также смотрите примеры, как сформировать рабочий план счетов.

Бюджетные и автономные учреждения формируют балансовые номера счетов бухучета по Единому плану счетов и Инструкции, которые утверждены приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н. Также бюджетные учреждения учитывают особенности Инструкции № 174н, а автономные - Инструкции № 183н.

Орган власти вправе передать учреждению свои полномочия и довести лимиты бюджетных обязательств. Такие операции отражайте на счетах бюджетного учета как получатель бюджетных средств по Инструкции № 162н. Читайте подробнее, как формировать бюджетные счета.

Какая структура у счета

Счета бухучета формируйте по структуре:

Разряды
1-4 5-14 15-17 Код счета бухучета
18 19-21 22 23 24-26
Код раздела, подраздела Нули Код вида доходов/расходов Код вида финансового обеспечения (деятельности) Код синтетического счета Аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета
Код объекта учета Код аналитического счета
группа вид
1 Учреждение вправе установить аналитику в учетной политике.

По отдельным счетам в 1-17 разрядах номера счета указывайте в разделах и подразделах, КВР и КОСГУ нули. Смотрите в таблице счета, где отразить нули и их КБК:

Счет 1-4
Рз, ПРз
5-14
Целевая статья
15-17
КВР
24-26
КОСГУ
Примечание
ХХХХ 0000000000 000 ХХХ Аналогичная структура КРБ у корреспондирующих счетов:
- 0.401.20.240 3
- 0.401.20.250 3
- 0.401.20.270 3
ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
ХХХХ 0000000000 000 ХХХ
0.106.00 ХХХХ 0000000000 ХХХ ХХХ -
0.107.00 ХХХХ 0000000000 ХХХ ХХХ
0.109.00 ХХХХ 0000000000 ХХХ ХХХ
0.201.00 ХХХХ 0000000000 000 ХХХ Бюджетные учреждения в 1-17 разрядах ставят нули (п. 2.1 изменений, утв. приказом Минфина от 29.11.2017 № 212н)
0000 0000000000 000 ХХХ Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 0.401.20.241
0.304.01 0000 0000000000 000 ХХХ -
0.210.06 0000 0000000000 000 ХХХ Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 0.401.10.172
0.401.30 0000 0000000000 000 000 -
Особенности в разрядах для бюджетных учреждений (п. 2.1 изменений, утв. приказом Минфина от 29.11.2017 № 212н)
0.209.81 0000 0000000000 000 ХХХ -
0.401.60 ХХХХ 0000000000 ХХХ ХХХ Аналогичная структура КРБ у корреспондирующего счета 0.401.20.000

2 Если другое не предусмотрено целевым назначением имущества и средств, из которых приобрели имущество.

3 В разрезе подстатей КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 2.1 Инструкции № 174н, пункте 3 Инструкции № 183н.

Комментарий

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н .

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком "минус";
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком "минус".

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

  • VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.

Публикации по теме