Положение о дебиторской задолженности. Внутренний регламент предприятия

Утверждено Приказом руководителя Организации от "___"__________ ____ г. N ____

ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы по взысканию дебиторской задолженности в ____________________________________ (наименование организации)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок работы подразделений Организации по взысканию дебиторской задолженности.

1.2. Используемые в настоящем Положении понятия:

Должник, дебитор - одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами;

Дебиторская задолженность - не исполненное в срок контрагентом обязательство о выплате денежных средств в пользу Организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, а также не исполненное в срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по договору;

Срок погашения дебиторской задолженности - срок, установленный договором или законом;

Просроченная дебиторская задолженность - долг дебитора перед Организацией, который не был погашен в предусмотренные договором или законом сроки;

Подразделение-исполнитель - структурное подразделение Организации, инициировавшее заключение договора либо отвечающее за осуществление расчетов с контрагентами в соответствии со своей компетенцией.

1.3. Ответственность за своевременный и надлежащий учет исполнения обязательств перед Организацией, полноту и достоверность документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, несет подразделение-исполнитель.

1.4. Бухгалтерское подразделение ведет учет и проводит инвентаризацию дебиторской задолженности.

1.5. Юридическое подразделение несет ответственность за правильность составления претензий и исков к контрагентам, представление в установленном порядке интересов Организации в уполномоченных органах при взыскании дебиторской задолженности, за соблюдение сроков и порядка обжалования судебных актов.

2. ДОСУДЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЗЫСКАНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

2.1. Подразделение-исполнитель осуществляет следующие меры, направленные на погашение дебиторской задолженности:

Подготовка и направление письменных обращений к дебитору по вопросу погашения им в добровольном порядке дебиторской задолженности;

Проведение переговоров с представителями дебитора с целью получения причитающейся оплаты во внесудебном порядке (уточнение сроков и порядка погашения дебиторской задолженности).

2.2. В течение ________ дней с даты образования дебиторской задолженности подразделение-исполнитель направляет в юридическое подразделение служебную записку о необходимости предъявления претензии, к которой прилагаются следующие документы:

Копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т.д.);

Реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т.д.);

Расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);

Копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;

Копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.

2.3. Юридическое подразделение в течение ___________ с момента получения служебной записки о наличии дебиторской задолженности предъявляет должнику претензию, которая передается ему под роспись или направляется заказной почтой с уведомлением о вручении.

2.4. Если оснований для предъявления претензии нет, юридическое подразделение письменно сообщает об этом подразделению-исполнителю.

2.5. О факте предъявления должнику претензии юридическое подразделение не позднее ____________ после ее предъявления информирует подразделение-исполнителя, а также направляет ему копию претензии.

2.6. Подразделение-исполнитель осуществляет контроль за исполнением контрагентом требований, содержащихся в претензии. О результатах рассмотрения претензии должником подразделение-исполнитель сообщает служебной запиской юридическому подразделению в течение __________ с даты получения ответа на претензию или истечения срока ответа на нее.

3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

3.1. В случае если дебитор не исполнил заявленные в претензии требования в указанный в ней срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.

3.2. Юридическое подразделение в течение _______ с даты получения служебной записки подразделения-исполнителя и оплаты госпошлины предъявляет исковое заявление в суд в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

3.3. В случае если имеющаяся информация и документы не позволяют обосновать исковые требования, иск не предъявляется, о чем в письменном виде юридическое подразделение сообщает руководителю Организации и подразделению-исполнителю.

3.4. Передача в юридическое подразделение материалов и документов для ведения судебной работы в отношении должника не освобождает подразделение-исполнителя от обязанности контроля за исполнением контрагентом своих обязательств. В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга подразделение-исполнитель незамедлительно направляет в юридическое подразделение письменное сообщение об этом.

3.5. При рассмотрении искового заявления о взыскании дебиторской задолженности подразделение-исполнитель обязано оказывать юридическому подразделению помощь в подготовке документов, а при необходимости - обеспечить присутствие на судебных заседаниях своих специалистов.

3.6. После выдачи судом исполнительного листа о взыскании просроченной дебиторской задолженности юридическое подразделение организует взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов для взыскания дебиторской задолженности на основании выданного судом исполнительного листа.

3.7. Юридическое подразделение ежемесячно, до _________ числа, предоставляет в подразделение-исполнитель сведения о результатах проведенной судебной работы с указанием дебиторов, по которым были представлены документы для предъявления исков, и информацию о ходе взыскания по исполнительным листам.

4. ОСНОВАНИЯ СПИСАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

4.1. Основаниями для списания дебиторской задолженности являются 1:

Истечение срока исковой давности;

Невозможность исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает;

Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично;

Смерть должника;

С ликвидация должника - юридического лица.

1 Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию (безнадежный долг), при определенных условиях может быть списана и учтена в составе внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации.

Чтобы увидеть комментарии вы должны включить JavaScript

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Порядка организации работы с дебиторской задолженностью

В целях выработки единого порядка работы с дебиторской задолженностью и принятия органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями города Москвы, государственными предприятиями (государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями) города Москвы мер, направленных на снижение размера безнадежной к взысканию задолженности:

1. Утвердить Порядок организации работы с дебиторской задолженностью (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Главного контрольного управления города Москвы Данчикова Е.А.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Порядок организации работы с дебиторской задолженностью

1. Общие положения

1.1. Порядок организации работы с дебиторской задолженностью (далее - Порядок) определяет правила организации работы с дебиторской задолженностью в органах исполнительной власти города Москвы, государственных учреждениях города Москвы, государственных предприятиях (государственных унитарных предприятиях, казенных предприятиях) города Москвы (далее - подведомственные организации), единые подходы к принятию ими мер, направленных на снижение размера безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

1.2. Для целей настоящего Порядка под дебиторской задолженностью понимается сумма долгов (за исключением долгов в части налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации), причитающихся органу исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации (далее также - взыскатель) со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (далее также должники), возникших:

1.2.1. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом обязательства в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, в том числе в результате неисполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (далее - дебиторская задолженность по административным штрафам).

1.2.2. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом обязательства в соответствии с договором (контрактом, соглашением), в том числе в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных государственными контрактами, инвестиционными контрактами и (или) соглашениями, договорами (соглашениями) о предоставлении средств из бюджета города Москвы, договорами технологического присоединения, договорами аренды, договорами купли-продажи имущественных и неимущественных прав, договорами социального найма жилых помещений и иными договорами (контрактами, соглашениями), неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по которым влечет возникновение дебиторской задолженности, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору (контракту, соглашению), по которому предоставлен аванс (далее - дебиторская задолженность по договорам (контрактам, соглашениям).

1.3. Для целей настоящего Порядка под дебиторской задолженностью понимается:

1.3.1. Текущая дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, срок погашения (оплаты) которой еще не наступил.

1.3.2. Просроченная дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, срок погашения (оплаты) которой в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства истек.

1.3.3. Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность дебиторская задолженность, дальнейшее взыскание которой невозможно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.4. Работа с дебиторской задолженностью осуществляется лицами, уполномоченными руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации на осуществление работы с дебиторской задолженностью по каждому этапу, предусмотренному настоящим Порядком, либо уполномоченными руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации на осуществление работы с дебиторской задолженностью одновременно по нескольким этапам, предусмотренным настоящим Порядком.

1.5. Порядок работы с дебиторской задолженностью устанавливается настоящим Порядком, методическими рекомендациями по организации работы с дебиторской задолженностью, утвержденными Главным контрольным управлением города Москвы, и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы, актами подведомственных организаций, определяющими порядок работы с дебиторской задолженностью, включая особенности осуществления такой работы исходя из специфики образующейся дебиторской задолженности, и предусматривающими показатели эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью. Указанные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, акты подведомственных организаций подлежат согласованию с Главным контрольным управлением города Москвы.

1.6. Для организации работы с дебиторской задолженностью органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные организации в соответствии с методическими рекомендациями по организации работы с дебиторской задолженностью, утвержденными Главным контрольным управлением города Москвы, осуществляют внесение информации о работе с дебиторской задолженностью в соответствующие информационные системы и (или) таблицы, составленные в электронном виде (далее система учета).

1.7. Главное контрольное управление города Москвы осуществляет координацию и контроль за эффективностью и результативностью исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций. Контроль за эффективностью и результативностью исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации осуществляется ответственным должностным лицом, назначаемым руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации соответственно. Орган исполнительной власти города Москвы обеспечивает эффективность и результативность исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью подведомственными ему организациями.

2. Администрирование дебиторской задолженности

2.1. Администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам осуществляется уполномоченным лицом, ответственным за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам.

2.2. К функциям уполномоченного лица, ответственного за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам, относится:

2.2.1. Систематический мониторинг за вступлением в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

2.2.2. Передача уполномоченному лицу, ответственному за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, копии вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении для учета дебиторской задолженности по административным штрафам в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем поступления информации о вступлении в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

2.2.3. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов об оплате должником административного штрафа.

2.2.4. Передача вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении уполномоченному лицу, ответственному за работу с судебными приставами-исполнителями структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебными приставами-исполнителями структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - уполномоченное лицо, ответственное за работу с ФССП), в случае неисполнения должником частично или полностью обязанности по оплате административного штрафа в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения срока оплаты должником административного штрафа.

2.2.5. Ежедневный контроль поступления информации об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях.

2.2.6. Систематический мониторинг за результатами обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

2.2.7. Передача копий решений, принятых по итогам обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов, уполномоченному лицу, ответственному за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченному лицу, ответственному за работу с ФССП.

2.2.8. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и передача указанных информации и (или) документов уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

2.2.9. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью по административным штрафам.

2.3. Администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , осуществляется уполномоченным лицом, ответственным за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4. К функциям уполномоченного лица, ответственного за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , относится:

2.4.1. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о неисполнении обязанности по оплате должником административного штрафа за административное правонарушение.

2.4.2. Направление должнику уведомления о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения срока добровольной оплаты должником административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.3. Составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , в порядке, установленном КоАП РФ , и вручение (направление) копии протокола должнику либо его представителю в установленном порядке.

2.4.4. Направление протокола об административном правонарушении и других материалов дела в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , в срок не позднее трех суток с даты составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.5. Ежедневный контроль за поступлением информации о результатах рассмотрения судом дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.6. Систематический мониторинг за вступлением в законную силу постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.7. Направление копии вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , уполномоченному лицу, ответственному за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем поступления должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , информации о вступлении в законную силу постановления, вынесенного судом, в случае наличия копии постановления, вынесенного судом.

2.4.8. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов об оплате должником административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.9. Ежедневный контроль поступления информации об обжаловании постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.10. Систематический мониторинг за результатами обжалования постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.4.11. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и передача информации уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

2.4.12. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.5. Уполномоченное лицо, ответственное за администрирование дебиторской задолженности по административным штрафам за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , повторно выполняет функции, предусмотренные пунктами 2.4.1-2.4.11 настоящего Порядка, в случаях:

2.5.1. Принятия судом решения о возвращении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , и других материалов дела в орган исполнительной власти города Москвы, подведомственную организацию, должностному лицу, которые составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ .

2.5.2. Cоставления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , и оформления других материалов дела неправомочными лицами.

2.5.3. Неправильного составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ , и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

2.6. Администрирование дебиторской задолженности по договорам осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за администрирование дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям).

2.7. К функциям уполномоченного лица, ответственного за администрирование дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям), относится:

2.7.1. Ежедневный контроль за своевременностью и полнотой исполнения обязательств по договорам (контрактам, соглашениям).

2.7.2. Учет и начисление сумм штрафных санкций (штрафы, пени и (или) проценты за пользование чужими денежными средствами) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам (контрактам, соглашениям).

2.7.3. Передача информации и материалов о наличии дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) уполномоченному лицу, ответственному за претензионно-исковую работу, в срок не позднее двух рабочих дней со дня истечения срока, в который должны были быть исполнены обязательства по договору (контракту, соглашению).

2.7.4. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и передача информации уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

2.7.5. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью по договорам (контрактам, соглашениям).

2.8. Учет дебиторской задолженности осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации.

2.9. К функциям уполномоченного лица, ответственного за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, относится:

2.9.1. Контроль за поступлением денежных средств на лицевой счет органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации для погашения дебиторской задолженности.

2.9.2. Анализ информации о счетах должника, содержащейся в банковских реквизитах платежных поручений.

2.9.3. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью.

3. Взыскание дебиторской задолженности

3.1. Взыскание дебиторской задолженности в рамках исполнительного производства осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за работу с ФССП.

3.2. К функциям уполномоченного лица, ответственного за работу с ФССП, относится:

3.2.1. Направление (предъявление) в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения документов, по которым истек срок оплаты должником административного штрафа, исполнительного документа в структурное подразделение ФССП для возбуждения исполнительного производства.

3.2.2. Мониторинг ведения исполнительного производства, включая мониторинг за истечением сроков предъявления исполнительного документа к исполнению, поступлением информации и (или) документов об окончании (прекращении) исполнительного производства.

3.2.3. Обеспечение постоянного информационного взаимодействия со структурным подразделением ФССП в рамках осуществления работы по взысканию дебиторской задолженности.

3.2.4. Повторное направление (предъявление) исполнительного документа в структурное подразделение ФССП, в случае если срок предъявления для исполнения исполнительного документа, предусмотренный Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" , не истек.

3.2.5. Мониторинг финансового положения должников, изменения финансового положения должников.

3.2.6. Направление выданного исполнительного документа в кредитные организации в случае наличия информации о счетах должника, открытых в кредитных организациях, для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем получения сведений о счетах должника, открытых в кредитных организациях.

3.2.7. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и передача материалов уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

3.2.8. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о взыскании дебиторской задолженности.

3.3. Взыскание дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за претензионно-исковую работу.

3.4. К функциям уполномоченного лица, ответственного за претензионно-исковую работу, относится:

3.4.1. Направление должнику, не исполнившему или ненадлежащим образом исполнившему обязательства по договору (контракту, соглашению), претензии о необходимости исполнения обязательств и погашения дебиторской задолженности в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения информации и (или) документов о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору (контракту, соглашению), осуществление контроля за получением претензии должником.

3.4.2. Направление уполномоченному лицу, ответственному за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, информации о дебиторской задолженности для отражения и начисления на счетах бухгалтерского учета.

3.4.3. Направление лицу, обеспечивающему исполнение обязательств по договору (контракту, соглашению), в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения информации и документов о возникновении дебиторской задолженности по договору (контракту, соглашению) требования об исполнении обязательств по договору (контракту, соглашению) в срок, указанный в таком требовании, в случае если договором (контрактом, соглашением) предусмотрено внесение обеспечения обязательств.

3.4.4. Контроль за результатами рассмотрения требования об исполнении обязательств по договору (контракту, соглашению).

3.4.5. Подача в суд заявления о взыскании дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в претензии о необходимости исполнения обязательств и погашения дебиторской задолженности, для исполнения должником требований об исполнении обязательств и (или) погашении дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям).

3.4.6. Мониторинг принятия заявления о взыскании задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) к рассмотрению судом.

3.4.7. Уточнение размера исковых требований в связи с доначислением суммы дебиторской задолженности в размере, установленном договором (контрактам, соглашениям) и (или) правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, в период взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке.

3.4.8. Участие в судебных разбирательствах и совершение действий, обеспечивающих взыскание задолженности.

3.4.9. Систематический мониторинг содержащейся в открытых источниках информации о наличии у должника имущества в целях обеспечения возможности взыскания дебиторской задолженности.

3.4.10. Подача в суд ходатайства о принятии обеспечительных мер, в случае если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения ущерба органу исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации.

3.4.11. Подача в суд заявления о выдаче исполнительного листа в срок не позднее трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании дебиторской задолженности.

3.4.12. Направление в Департамент городского имущества города Москвы документов и проекта заявления о признании должника банкротом в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании дебиторской задолженности.

3.4.13. Совершение действий, необходимых для восстановления пропущенных сроков давности.

3.4.14. Обжалование актов, действий и (или) бездействия, препятствующих взысканию задолженности.

3.4.15. Передача исполнительного листа уполномоченному лицу, ответственному за работу с ФССП, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем получения исполнительного листа.

3.4.16. Направление информации о взыскании дебиторской задолженности в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня истечения 6 месяцев со дня истечения срока исполнения обязательства, в случае если дебиторская задолженность по договору (контракту, соглашению) превышает 50 млн. рублей и обязательства по договору (контракту, соглашению) не исполнены по истечении 6 месяцев со дня истечения срока исполнения обязательства, для анализа причин неисполнения обязательств, совместной выработки мер, направленных на взыскание дебиторской задолженности, и их реализации.

3.4.17. Мониторинг финансового положения должника, изменения финансового положения должника.

3.4.18. Систематический мониторинг поступления информации и (или) документов, которые подтверждают наличие оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, и передача информации и (или) документов уполномоченному лицу, ответственному за работу с ФССП, и уполномоченному лицу, ответственному за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

3.4.19. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о ведении претензионно-исковой работы для взыскания задолженности по договорам (контрактам, соглашениям).

4. Признание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности

4.1. Дебиторская задолженность признается безнадежной к взысканию в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и к которым относится:

4.1.1. Смерть физического лица - должника или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

4.1.2. Признание банкротом должника в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части дебиторской задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника.

4.1.3. Ликвидация юридического лица - должника - в части дебиторской задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) должника в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

4.1.4. Принятие судом акта, в соответствии с которым утрачивается возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании дебиторской задолженности.

4.1.5. Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и , если со дня образования дебиторской задолженности прошло более 5 лет, в следующих случаях:

4.1.5.1. Размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.

4.1.5.2. Возвращения судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

4.1.6. Истечение установленного КоАП РФ срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока.

4.1.7. В случаях, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .

4.2. Признание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов.

4.3. Решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности принимается на заседании комиссии по поступлению и выбытию активов, на которой присутствует не менее трех членов указанной комиссии. Такое решение принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании комиссии по поступлению и выбытию активов членов указанной комиссии.

4.4. Для принятия комиссией по поступлению и выбытию активов решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности уполномоченное лицо, ответственное за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов, вносит на рассмотрение комиссии документы, которые подтверждают наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и к которым относится:

4.4.1. Выписка из отчетности об учитываемых суммах дебиторской задолженности по уплате платежей в бюджет города Москвы (в случае наличия дебиторской задолженности по платежам в бюджет города Москвы).

4.4.2. Справка о принятых органом исполнительной власти города Москвы, подведомственной организацией мерах по обеспечению взыскания дебиторской задолженности.

4.4.3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающая факт исключения юридического лица - должника из Единого государственного реестра юридических лиц.

4.4.4. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности вследствие признания банкротом индивидуального предпринимателя должника.

4.4.5. Документы, подтверждающие смерть физического лица или факт объявления его умершим.

4.4.6. Вступивший в законную силу судебный акт, в соответствии с которым утрачивается возможность взыскания дебиторской задолженности.

4.4.7. Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" .

4.4.8. Постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, вынесенное уполномоченным должностным лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 31.7 КоАП РФ .

4.5. Решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности оформляется актом комиссии по поступлению и выбытию активов о признании безнадежной к взысканию задолженности, подписанным членами комиссии по поступлению и выбытию активов, присутствовавшими на заседании комиссии по поступлению и выбытию активов, в котором указывается следующая информация:

4.5.1. Полное наименование юридического лица - должника, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица - должника.

4.5.2. Идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика юридического лица - должника (идентификационный номер налогоплательщика физического лица должника).

4.5.3. Сведения о платеже, по которому возникла дебиторская задолженность.

4.5.4. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которому учитывается дебиторская задолженность по платежам в бюджет города Москвы, наименование указанного кода (в случае наличия дебиторской задолженности по платежам в бюджет города Москвы).

4.5.5. Сумма дебиторской задолженности.

4.5.6. Сумма штрафных санкций (штрафы, пени, проценты за пользование чужими денежными средствами).

4.5.7. Дата утвержденного акта комиссии по поступлению и выбытию активов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, на которой принято решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

4.6. Акт комиссии по поступлению и выбытию активов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности утверждается руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации.

4.7. Решение о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности принимается руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации на основании документов, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, и оформляется приказом (распоряжением) органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, который подписывается руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации.

4.8. К документам, являющимся основанием для рассмотрения вопроса о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, относятся:

4.8.1. Утвержденный акт комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленный в связи с принятием комиссией по поступлению и выбытию активов решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

4.8.2. Документы, подтверждающие отсутствие изменения финансового положения должника.

5. Обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов и работы для принятия решения о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности

5.1. Обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов осуществляет уполномоченное лицо, ответственное за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов.

5.2. К функциям уполномоченного лица, ответственного за обеспечение работы комиссии по поступлению и выбытию активов, относится:

5.2.1. Контроль за поступлением информации и (или) документов, которые подтверждают наличие оснований для принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, информации и (или) документов о финансовом положении должника либо изменении финансового положения должника, документов, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.2. Организация проведения заседания комиссии по поступлению и выбытию активов не реже одного раза в месяц в срок не позднее 5 рабочих дней с начала каждого календарного месяца, а также подготовка к проведению указанного заседания информации и (или) документов, которые подтверждают наличие оснований для принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.3. Извещение членов комиссии по поступлению и выбытию активов о дате проведения заседаний комиссии по поступлению и выбытию активов в срок не позднее двух рабочих дней до дня проведения заседания комиссии по поступлению и выбытию активов.

5.2.4. Подготовка акта о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на основании решения, принятого комиссией по поступлению и выбытию активов, и передача его для утверждения руководителю органа исполнительной власти города Москвы, руководителю подведомственной организации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня проведения заседания комиссии по поступлению и выбытию активов, на котором принято решение о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.5. Подготовка приказа (распоряжения) органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на основании документов, указанных в пункте 4.8 настоящего Порядка, и передача указанного приказа (распоряжения) о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности для подписания руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации.

5.2.6. Передача приказа (распоряжения) органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности уполномоченному лицу, ответственному за контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем подписания руководителем органа исполнительной власти города Москвы, руководителем подведомственной организации указанного приказа (распоряжения).

5.2.7. Мониторинг финансового положения должников, изменения финансового положения должников в течение 5 лет со дня списания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на забалансовый счет.

5.2.8. Хранение и учет:

5.2.8.1. Документов, которые подтверждают наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.8.2. Документов, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о списании безнадежной к взысканию задолженности.

5.2.8.3. Информации и (или) документов о финансовом положении должников, изменении финансового положения должников, в том числе явившихся основанием для принятия решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, решения о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.8.4. Утвержденных актов комиссии по поступлению и выбытию активов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.8.5. Принятых приказов (распоряжений) органа исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций о списании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

5.2.8.6. Иной информации и иных документов, связанных с принятием решения о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, решения о списании безнадежной к взысканию задолженности.

5.3. Внесение в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации о работе с дебиторской задолженностью.

6. Контроль исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью

6.1. Контроль за эффективностью и результативностью исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации осуществляется уполномоченным лицом, ответственным за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью.

6.2. К функциям уполномоченного лица, ответственного за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, относится:

6.2.1. Контроль за своевременностью внесения в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Порядка в систему учета информации по итогам работы с дебиторской задолженностью, ее полнотой и достоверностью.

6.2.2. Контроль за выполнением планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью, подготовкой отчетности о работе с дебиторской задолженностью, отчетов о состоянии дебиторской задолженности.

6.2.3. Контроль за достижением показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, анализ эффективности и результативности выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью.

6.2.4. Подготовка предложений по формированию показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, выработка мер, направленных на устранение причин, влияющих на эффективность и результативность работы с дебиторской задолженностью, препятствующих снижению размера дебиторской задолженности.

6.2.5. Обеспечение взаимодействия с Главным контрольным управлением города Москвы, в том числе по вопросам:

6.2.5.1. Полноты и своевременности выполнения мероприятий, выработанных в рамках взаимодействия с Главным контрольным управлением города Москвы.

6.2.5.2. Своевременности представления информации и (или) документов о работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций в Главное контрольное управление города Москвы, а также контроля за полнотой и достоверностью представляемых сведений.

6.2.5.3. Достижения показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций.

6.2.6. Согласование планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью подведомственных организаций в следующие сроки:

6.2.6.1. На следующий квартал - в срок не позднее 25 числа третьего месяца текущего квартала.

6.2.7. Согласование отчетов о состоянии дебиторской задолженности и информации о выполнении планов мероприятий по снижению размера дебиторской задолженности органа исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций в следующие сроки:

6.2.7.1. За отчетный квартал - в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6.2.7.2. За отчетный год - в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом.

6.2.8. Лицо, ответственное за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, обеспечивает эффективность и результативность исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью подведомственными организациями.

6.3. Подготовка планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью, отчетности о работе с дебиторской задолженностью и информации о выполнении планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью осуществляется уполномоченным лицом, ответственным за подготовку отчетности о работе с дебиторской задолженностью.

6.4. К функциям уполномоченного лица, ответственного за подготовку отчетности о работе с дебиторской задолженностью, относится:

6.4.1. Подготовка отчетов о состоянии дебиторской задолженности, представляемых за первый, второй, третий кварталы и за год, и информации о выполнении планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций, представление указанных отчетов и информации для согласования уполномоченному лицу, ответственному за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью, и для утверждения руководителю органа исполнительной власти города Москвы в следующие сроки:

6.4.1.1. За отчетный квартал - в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6.4.1.2. За отчетный год - в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом.

6.4.2. Подготовка планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы, подведомственных организаций, в том числе предусматривающих:

6.4.2.1. Мероприятия по снижению размера дебиторской задолженности.

6.4.2.2. Мероприятия по повышению эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью.

6.4.2.3. Указание ответственных лиц за реализацию мероприятий по работе с дебиторской задолженностью.

6.4.2.4. Сроки выполнения мероприятий по работе с дебиторской задолженностью.

6.4.2.5. Сумму дебиторской задолженности, планируемую к снижению.

6.4.3. Направление планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций для согласования уполномоченному лицу, ответственному за контроль выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью, и для утверждения руководителю органа исполнительной власти города Москвы в следующие сроки:

6.4.3.1. На следующий квартал - в срок не позднее 20 числа третьего месяца текущего квартала.

6.4.4. Представление в Главное контрольное управление города Москвы утвержденных руководителем органа исполнительной власти города Москвы планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций в следующие сроки:

6.4.4.1. На следующий квартал - в срок не позднее 30 числа третьего месяца текущего квартала.

6.4.5. Представление в Главное контрольное управление города Москвы утвержденных руководителем органа исполнительной власти города Москвы отчетов о состоянии дебиторской задолженности и информации о выполнении планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций в следующие сроки:

6.4.5.1. За отчетный квартал - в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6.4.5.2. За отчетный год - в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным годом.

6.4.6. Предоставление по запросу Главного контрольного управления города Москвы информации и документов о работе с дебиторской задолженностью, необходимых для проведения оценки эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, списка уполномоченных лиц, ответственных за работу с дебиторской задолженностью.

6.5. Порядок предоставления, а также форма и содержание планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью, отчетности о работе с дебиторской задолженностью и информации о выполнении планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью органа исполнительной власти города Москвы и подведомственных организаций утверждаются Главным контрольным управлением города Москвы.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка мэрии Москвы

Любая предпринимательская деятельность связана с заключением контрактов, поставкой товаров, оказанием услуг и внесением оплаты за них. Время от времени каждому бизнесмену приходится сталкиваться с нарушением бизнес-партнёрами регламента платежей. Независимо от того, произошёл ли сбой в оплате по вине контрагента или по причине неких форс-мажорных обстоятельств, у компании поставщика образуется просроченная дебиторская задолженность. Несмотря на то, что действующее законодательство не устанавливает никаких рамок относительно размера дебиторской задолженности, каждая компания предпринимает действия по работе с ней.

Висящие мёртвым грузом безнадёжные долги подлежат списанию, а те, что реально вернуть – взысканию. Ведь зависание средств в дебиторских долгах приводит к проблемам с оборотными средствами, и, в итоге – к возникновению финансовых проблем предприятия. Чтобы избежать подобных неприятностей, компания должна иметь эффективный регламент по работе с дебиторской задолженностью.

Под бухгалтерским термином «дебиторская задолженность» подразумеваются все долги, возникшие вследствие неплатежей клиентов за поставленный товар или услуги. Должниками, или говоря языком бухгалтеров, — дебиторами, — могут являться как частные граждане, так и различные субъекты бизнес-структур: организации и частные предприятия. При этом дебиторская задолженность в бухгалтерском учёте относится к активу предприятия. Актив – это совокупность всей собственности данной организации.

То есть, вся задолженность, образовавшаяся перед организацией со стороны клиентов и партнёров по бизнесу, формально относится к её имуществу. При этом подразумевается, что через некоторое время «дебиторка» из чисто виртуального имущества преобразуется в совершенно конкретные денежные средства. Однако, так бывает далеко не всегда. В соответствии со статьёй №266 налогового законодательства, вся дебиторская задолженность подразделяется на две категории:

  • Текущая . Является нормальной формой деловых взаимоотношений, когда оплата задерживается в допустимых взаимным соглашением рамках. Например, согласно контракту, клиент должен произвести расчет за поставленную продукцию в срок одного месяца. В течение этого времени дебиторская задолженность будет считаться текущей.
  • Сомнительная . К такой категории относятся просроченные долги – контрагент задерживает оплату сверх оговорённого в контракте срока. Подобная задолженность может возвращаться в добровольном порядке, если у должника возникли лишь временные затруднения с оборотными средствами. Либо через судебный арбитраж, если контрагент уклоняется от произведения выплат по договору.
  • Безнадёжная . К этому разряду относят задолженность, востребовать которую невозможно даже при посредстве судебного иска. Это происходит, когда упущено время, отведённое законодательством для взыскания просрочки (3 года). Также безнадёжными автоматически признаются долги, оставшиеся за организацией после её ликвидации или окончания процесса банкротства.

Текущая задолженность не представляет для фирмы какой-либо проблемы. А вот для уменьшения размера невыплаченных долгов, относящихся к категориям сомнительных и безнадёжных, понадобиться произвести ряд действий. Прежде всего, руководством предприятия создаётся регламент по работе с дебиторской задолженностью. Он представляет собой документ, определяющий стратегию работы с просроченными дебиторскими долгами. Регламент необходим в следующих ситуациях:

  • Если у компании имеется большое количество различных должников-дебиторов. Данный вопрос актуален для предприятий банковского сектора, управляющих коммунальных организаций, а также для компаний, которые оказывают свои услуги на основе пост оплаты.
  • У крупной компании или корпорации имеется большое количество филиалов, отделений и подразделений. При этом каждое такое отделение имеет своих дебиторов. В подобной ситуации у фирмы должен иметься единый для всех филиалов регламент по работе с дебиторской задолженностью.

Таким образом, главным предназначением регламента является упорядочивание работы с дебиторами, и составление единых норм по учёту и управлению имеющейся задолженностью.

Законодательные нормативы не предусматривают специальную форму документального оформления процедуры по взысканию дебиторской задолженности. Но, согласно устоявшимся неофициальным стандартам, в регламенте следует предусмотреть и отобразить действия специалистов, ответственных за работу с контрагентами, на различных этапах процесса истребования «дебиторки». В этом смысле регламент является локальным актом организации, целью которого является борьба с ростом дебиторской задолженности. С примерным образцом регламента по работе с дебиторской задолженностью можно ознакомиться на нашем сайте.

Условно регламент можно разделить на несколько частей:

  1. Общие положения. Здесь содержится перечень лиц, ответственных за работу с неплательщиками, прописываются задачи, которыми руководствовались составители данного документа.
  2. Содержит перечень конкретных действий, направленных на работу с текущей задолженностью.
  3. Прописывает порядок действий уменьшение размера дебиторской задолженности – востребования или списания её. Сюда относятся: регламентация процедуры досудебного решения вопроса; подготовка необходимой документации для подачи иска в арбитраж; порядок списания безнадёжных долгов.

К составленному регламенту по работе с дебиторской задолженностью прилагаются дополнительные документы. Это различные счета-фактуры, официальные письменные претензии, уведомления, которые потребуются для составления подтверждающей базы при обращении в судебный арбитраж. При этом приведённый выше план не является чем-либо стандартным. У каждой организации внутренняя структура регламента может быть индивидуальной, и зависеть от конкретных особенностей работы с клиентами, а также от финансового состояния компании.

Рассмотрим более пристально все аспекты составления регламента. Документ должен прописывать все возможные аспекты работы с «дебиторкой», начиная с самого начала её возникновения, и заканчивая её полной ликвидацией – выплатой или списанием. В регламенте по работе с дебиторской задолженностью следует создать подразделы, которые:

  • Классифицируют и устанавливают порядок учёта долгов. Здесь рассматриваются: общий порядок учёта и документального отражения «дебиторки» с момента её образования; распределение всей задолженности на три группы – текущей, сомнительной и безнадёжной.
  • Устанавливают порядок проведения процедуры инвентаризации имеющихся проблемных долгов. Здесь прописывается порядок создания инвентаризационной комиссии, определяется методика анализа дебиторской задолженности с целью установления её проблемности. Сюда же могут включаться другие положения, с помощью которых можно создать наиболее полное представление о состоянии задолженности перед организацией.
  • Определяют порядок действий и перечень мероприятий по досудебному решению вопроса, связанного с погашением просрочек по выплатам. Здесь же указываются служащие, ответственные за проведение данной работы.
  • Устанавливают действия уполномоченных сотрудников в случае судебных тяжб по востребованию дебиторских долгов. Данный подраздел может заменяться отдельным регламентом, прописывающим порядок действий при подаче иска в арбитражный суд. Положения, регулирующие порядок действий работников фирмы, должны опираться на соответствующие статьи действующего процессуального законодательства и подзаконные нормативные акты.
  • Определяют принципы причисления «дебиторки» к безнадёжным долгам, и порядок списания её со счетов предприятия. Данный процесс происходит в полном соответствии с регламентом налогового законодательства. Факт списания должен быть отражён в бухгалтерском и налоговом учёте компании.

Помимо перечисленных аспектов, регламент по работе с дебиторской задолженностью может включать и прочие положения и разделы, которые посчитает необходимым включить в него служба менеджмента фирмы.

Если структура регламента для каждого предприятия является индивидуальной, то методика работы по уменьшению размеров и предотвращению роста клиентской задолженности примерно одинаковы для всех компаний. Связано это с едиными для всех методами востребования неоплаченных вовремя поставок, установленными в законодательном порядке. Существует два основных направления действий по регулирования размера «дебиторки»:

К мерам профилактики относят работу по проверке благонадёжности контрагента. Например, следует ознакомиться с историей его коммерческой деятельности, взаимоотношений с прочими бизнес-партнёрами. Сделать это можно на официальном сайте высшего судебного арбитража – здесь отображается история судебных тяжб и исковых претензий к каждому физическому лицу. На сайте госреестра необходимо узнать о состоянии дела потенциального партнёра: не открыто ли в отношении его процедура банкротства или ликвидации предприятия.

Также далеко не лишним будет проверить подлинность предоставленной документации – доверенностей, уставных документов, лицензий и так далее. Если же задолженность уже перешла в разряд просроченной, то остаётся два выхода – решить проблему при помощи переговоров с неплательщиком, либо при посредстве арбитражного судопроизводства.

Работа с дебиторской задолжностью

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок работы структурных подразделений [наименование организации] (далее - Организация) по взысканию дебиторской задолженности.

1.2. Под дебиторской задолженностью в настоящем Положении понимается не исполненное в срок контрагентом обязательство о выплате денежных средств в пользу Организации в соответствии с законодательством РФ или договором, а также не исполненное в срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по договору.

1.3. Ответственность за своевременный и надлежащий учет исполнения обязательств перед Организацией, полноту и достоверность документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, несет [наименование структурного подразделения] (далее - Исполнитель).

1.4. [Наименование бухгалтерского подразделения] (далее - Бухгалтерия) ведет учет и проводит инвентаризацию дебиторской задолженности.

1.5. [Наименование юридического подразделения] (далее - Юридическое подразделение) несет ответственность за правильность составления претензий и исков к контрагентам, представление интересов Организации в судах, органах прокуратуры, юстиции, внутренних дел и иных органах при взыскании дебиторской задолженности, за соблюдение сроков и порядка обжалования судебных актов.

1.6. При наличии у контрагента неисполненного обязательства по выплате денежных средств в пользу Организации в соответствии с законодательством РФ или договором, срок образования задолженности по которому превышает [значение] календарных дней, структурные подразделения Организации обязаны отказывать в заключении (продлении) договоров с этим контрагентом, за исключением случаев, когда неисполнение обязательства связано с обстоятельствами непреодолимой силы либо когда обязанность Организации заключить договор предусмотрена законодательством РФ.

1.7. Для контроля за состоянием дебиторской задолженности Исполнитель ведет реестр контрагентов, имеющих дебиторскую задолженность.

2. Инвентаризация дебиторской задолженности

2.1. [Срок, например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности] проводится инвентаризация имущества и обязательств Организации, в том числе инвентаризация дебиторской задолженности.

2.2. Перед началом инвентаризации расчетов с дебиторами Бухгалтерия должна составить акт сверки взаиморасчетов c контрагентами.

2.3. Инвентаризацию дебиторской задолженности проводит инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом [должность руководителя организации].

2.4. Члены комиссии сверяют данные первичных документов, подтверждающих [отгрузку товаров/продукции/работ/услуг/имущественных прав] и поступления денежных средств, с информацией, отраженной в регистрах бухгалтерского учета.

2.5. Члены комиссии, получив документы, подтверждающие состояние расчетов с контрагентами, проверяют: [вписать нужное, например, счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути; обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая суммы с истекшим сроком исковой давности].

2.6. По результатам инвентаризации составляется справка-приложение к акту инвентаризации, в которой указываются:

Наименование, адрес организации-должника;

Сумма задолженности;

Основание, по которому образовалась дебиторская задолженность;

Дата образования задолженности;

Первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, их реквизиты;

Документы, свидетельствующие об истребовании задолженности, их реквизиты.

2.7. На основании справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

2.8. Акт содержит следующие сведения:

Наименование Организации;

Подразделение, в котором проводится инвентаризация;

Дата, на которую проверяется состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

Наименования организаций-дебиторов;

Номер счета бухгалтерского учета, на котором ведется учет дебиторских задолженностей;

Полная сумма задолженности по каждому контрагенту;

Сумма задолженности, которую не подтвердил дебитор и по которой истек срок исковой давности;

Итоговая сумма по каждому виду задолженности.

2.9. Результаты инвентаризации утверждаются [должность руководителя организации].

3. Первоочередные мероприятия по взысканию дебиторской задолженности

3.1. В случае образования дебиторской задолженности контрагенту предъявляется претензия в порядке, предусмотренном договором или настоящим Положением.

3.2. Не позднее [значение] рабочих дней с даты образования дебиторской задолженности Исполнитель направляет в Юридическое подразделение письменное обращение о необходимости предъявления претензии, к которому прилагаются следующие документы:

3.3. Юридическое подразделение в течение [значение] рабочих дней с даты получения письменного обращения, указанного в пункте 3.2 настоящего Положения, определяет правовые основания для предъявления претензии и при их наличии предъявляет контрагенту претензию.

3.4. Претензия должна содержать следующие данные:

Наименование контрагента;

Обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие статьи договора и нормативных правовых актов;

Указание о предполагаемом способе исполнения обязательств;

Расчет суммы требований по претензии и номер счета, на который должны быть перечислены денежные средства;

Срок исполнения обязательств контрагентом и/или срок ответа на претензию;

Информация о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств Организации, обращение в суд и т. д.);

Дата и регистрационный номер претензии;

Подпись уполномоченного лица.

3.5. Претензия направляется контрагенту [способ связи, например, заказным письмом].

3.6. О факте предъявления контрагенту претензии Юридическое подразделение не позднее [срок] информирует Исполнителя, а также направляет ему копию претензии.

3.7. Исполнитель контролирует исполнение контрагентом требований, содержащихся в претензии, а именно:

Проверяет полноту и соблюдение сроков исполнения требований, содержащихся в претензии;

Информирует Юридическое подразделение в случае полного или частичного отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок.

3.8. Если контрагент не исполнил заявленные в претензии требования в указанный в претензии срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.

3.9. Претензии должны предъявляться всем контрагентам без исключения, даже если направление претензий не предусмотрено условиями договора.

3.10. Если по каким-либо причинам претензия не была предъявлена контрагенту и ее предъявление не является обязательным, то по истечении [значение] дней с даты образования дебиторской задолженности она подлежит взысканию в судебном порядке.

3.11. Наряду с предъявлением претензии Исполнитель принимает иные меры, направленные на погашение дебиторской задолженности, например, направляет письма, телеграммы, составляет акты сверок и т. д.

4. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке

4.1. Не позднее [значение] дней с даты получения полного (частичного) отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок, а также в случае, предусмотренном пунктом 3.10 настоящего Положения, Исполнитель направляет в Юридическое подразделение письменное обращение о необходимости предъявления судебного иска.

4.2. К обращению прилагаются следующие документы:

Копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т. д.);

Информация о результатах рассмотрения контрагентом претензии, включая копию претензии, или информация о том, что претензия не направлялась;

Реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т. д.);

Расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);

Копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;

- [иные документы, имеющие отношение к неисполнению контрагентом обязательства].

4.3. В течение [значение] дней с даты получения письменного обращения Юридическое подразделение предъявляет исковое заявление в суд.

4.4. При расчете суммы иска в нее в обязательном порядке включаются суммы штрафов, предусмотренных договором и законодательством Российской Федерации.

4.5. Исполнитель обязан контролировать поступление от контрагентов платежей в счет погашения дебиторской задолженности, а также незамедлительно представлять в Юридическое подразделение документы, имеющие отношение к взысканию дебиторской задолженности (переписка, акты сверки расчетов и т. д.).

4.6. В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга Исполнитель незамедлительно направляет в Юридическое подразделение письменное сообщение об этом с целью дальнейшей корректировки способов защиты интересов Организации.

4.7. Исполнитель обязан оказывать Юридическому подразделению помощь в подготовке документов, а при необходимости обеспечить присутствие на судебных заседаниях своих специалистов.

4.8. После выдачи судом исполнительного листа о взыскании с контрагента просроченной дебиторской задолженности Юридическое подразделение:

Направляет исполнительный лист в банки, обслуживающие счета контрагента;

Организует взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов для взыскания дебиторской задолженности;

Обращается в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

4.9. Юридическое подразделение по запросу Исполнителя предоставляет следующие данные:

Наименование контрагента;

Предмет спора и реквизиты договора, по которому образовалась дебиторская задолженность;

Размер дебиторской задолженности и сумма иска, включающая суммы штрафов;

Текущее состояние рассмотрения судебного дела: краткое содержание вынесенных по делу судебных актов, информация о получении исполнительных листов и т. д.;

Информация о ходе взыскания по исполнительным листам.

Дебиторская задолженность (ДЗ) – доля оборотных активов предприятия, характеризующая величину обязательств перед кредитором. Своевременное контролирование динамики изменений суммы долга, анализ срока востребованности позволяют осуществлять долгосрочное планирование финансовой деятельности, формировать устойчивое положение компании на рынке. Существует определенный регламент по работе с дебиторской задолженностью и правила его составления и исполнения.

Назначение документа

Дебиторская задолженность классифицируется на три категории:

  • Краткосрочная.
  • Долгосрочная.
  • Просроченная.

К двум первым группам относят обязательства, востребованность которых возможна в ближайшие сроки мирными путями или через судебное разбирательство. Третью категорию заполняют безнадежные долги, по которым срок требования просрочен, а работа по взысканию не принесет никакого результата для деятельности дебитора, кроме дополнительных затрат.

Основные причины формирования неисполненных обязательств по дебету счетов расчетов:

  • Утрата клиентом платежеспособности.
  • Нарушение договорных условий.
  • Окончание срока исковой давности (ст.196 ГК РФ).
  • Смерть, исчезновение контрагента – физического лица.
  • Экономическая обстановка в стране.
  • Форс-мажорные обстоятельства, ЧС, стихийные бедствия, военное положение.
  • Нецелесообразное расходование денежных средств кредитором.
  • Банкротство, ликвидация неплательщика и др.

Образовываться дебиторская задолженность может в связи с различными факторами

Регламент работы службы по взысканию дебиторской задолженности – форма, определяющая этапы контролирования, обработки информации по взаиморасчетам с контрагентами. Основной задачей данного плана является обеспечение непрерывной своевременной работы с ДЗ, так как от этого зависит величина оборотных средств компании, оборачиваемость капитала, прибыльность производства.

Базовые цели использования порядка управления ДЗ:

  • Сдерживание предельного роста долгов.
  • Подбор оптимальных условий предпринимательской деятельности для обеспечения непрерывного потока финансов.
  • Формирование системы бонусов, скидок для надежных клиентов, фирм, временно утративших стабильность, платежеспособность.
  • Быстрота исполнения долговых обязательств.
  • Контроль, сокращение величины задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами.
  • Анализ потенциальных затрат при несвоевременном погашении долгов и др.

Должностные лица, осуществляющие исполнение регламента должны постоянно проверять долги на ликвидность, сроки востребования, вести переговоры, переписку с представителями должника и государственными органами для обеспечения возврата денежных средств. Деятельность квалифицированных служб осуществляется по четырем направлениям: проектирование, подготовка, стимулирование, оценка и анализ.

Применение документа на практике

Важно, чтобы исполнители проявляли максимальную осмотрительность, соблюдали последовательность действий, работали по четкому отработанному плану, на законных основаниях и не доводили ситуацию до конфликта. Руководитель фирмы может открыть отдельные вакансии для специалистов по обособленной работе с долгами.

Регламент позволяет контролировать работу с контрагентами

Выделим основные моменты применения регламента по взысканию ДЗ:

  • Комплексное контролирование сроков исковой давности.
  • Мероприятия по предотвращению динамичного роста долгов, формирования долгосрочных, нереальных к исполнению обязательств.
  • Аналитическое планирование.
  • Усиление финансовой дисциплины.
  • Инвентаризация расчетов.
  • Программа по работе с контрагентами и др.

Установленный распорядок применяется в отношении всех контрагентов, взаиморасчеты с которыми приводят к формированию дебиторки. По распоряжению исполнительного органа юридического лица действие регламента может быть ограничено на определенный круг должников. Такая политика применяется для клиентов, с которыми сложились долгосрочные деловые отношения, высокий уровень доверия, подтверждена исполнительность, платежеспособность. Мероприятия по непрерывному воздействию могут привести к расторжению договоров, потере выгодного сотрудничества.

Утвержденный план особенно необходим для фирм с большой численностью контрактов (например, банки, сфера ЖКХ, предоставление связи на кредитной основе), а также для крупных юрлиц с обособленными подразделениями.

Базовая структура

Регламент по систематизации, обработке сведений о задолженности должен содержать максимальное количество этапов, действий службы, начиная с обстоятельств формирования и заканчивая моментом прекращения существования долга.

В регламенте указывается возможность урегулирования вопросов в суде

Определим оптимальный состав документа:

  1. Регистрация, учет. Данный раздел характеризует общеустановленный порядок образования, детализации задолженности, перечень обязательных подтверждающих документов, классификационные группы дебиторки и условия по их заполнению.
  2. Инвентаризация, оценка. Пункт утверждает условия, частоту проведения инвентаризационных проверок, комиссионный состав для них, список шаблонов для документального оформления операции. Дополнительно в разделе фиксируются основные показатели по анализу ДЗ: оборачиваемость, востребованность, ликвидность, сомнительность и др.
  3. Программа досудебного урегулирования спора. Здесь определяются этапы работы ответственных лиц непосредственно с юридическим, финансовым отделом фирмы с целью мирного воздействия на должника. К данной работе можно отнести телефонные переговоры, проведение встреч, направление уведомлений, претензий, предложений по погашению обязательства.
  4. Подача иска в суд. На данном этапе для исполнителей прописан перечень действий:
  • Подготовка подтверждающих долг документов.
  • Составление искового заявления.
  • Инициирование судебного разбирательства.
  • Сопровождение процесса в рамках полномочий.
  • Обращение в ФССП.
  • Контроль исполнительного производства и др.

Поскольку процедура требует знания законодательства на должном уровне, с учетом всех возможных нюансов, в работу вовлекаются квалифицированные юристы. На крупных предприятиях возможен обособленный регламент по отношению к судебным делам, тогда в инструкции по работе с ДЗ указывается ссылка на действующий документ.

Отдельным пунктом в регламенте выступает мирное урегулирование

  1. Ликвидация долга. Уполномоченная служба выявляет признаки безнадежности дебиторки, инициирует процедуру списания в бухгалтерском и налоговом учете.
  2. Прочие меры. Заключительным моментом регламента являются допустимые мероприятия по достижению положительного результата. Среди потенциальных действий могут быть заключение договора цессии, бартера, продажи обязательств иным лицам, выпуск векселей, облигаций и т.п.

Документальное сопровождение

Инструкция по работе с дебиторкой возможна к исполнению только при наличии форм и бланков, подтверждающих обстоятельства возникновения долга. Перечислим наиболее популярные документы, необходимые в процессе управления неисполненными обязательствами перед кредитором:

  • Товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг.
  • Счет-фактуры.
  • Контракты.
  • Официальная переписка.
  • Счета полученные, выставленные.
  • Претензии, уведомления.
  • Соглашения о реструктуризации, отсрочке, рассрочке.
  • Платежные поручения, квитанции, ордера и др.

Например, у поставщика числится ДЗ физлица по объему потребленной электроэнергии. Компания имеет на руках показания прибора учета, подтверждающего поставку, платежные квитанции, направляемые потребителям, договор реализации. Данного комплекта достаточно для подтверждения обоснованности формирования долга и организации процедуры его взыскания.

Составление инструкции

Положение по управлению дебиторкой не является регламентированной формой, утвержденной законодательством. В 2018 г. в разработке и утверждении документа принимают участие бухгалтера, финансисты, юристы, менеджеры и другие. В крупных учреждениях обязанность по составлению формы возложена на обособленный департамент по управлению финансами.

При истребовании долга необходимо предоставить соответствующие документы

Важно вовлечь в работу максимальное количество сотрудников, чья работа непосредственно связана с взаиморасчетами, тогда необходимость править, вносить корректировки сводится к минимуму. Допускается включение дополнительных пунктов, моментов при изменении законодательства, политики и тактики компании.

На титульном листе нормативно-правого акта указывается наименование, строка утверждения. Бланк вступает в силу после издания руководителем фирмы соответствующего приказа.

Внутренний регламент может состоять из следующих разделов.

Общие положения и терминология

Здесь перечисляется область применения, назначение документа, характеризуются основные цели и задачи. Также данный пункт предполагает расшифровку основных определений, встречающихся в тексте формуляра. Дополнительно приводится подробная классификация обязательств по востребованности, возможности исполнения (текущая, просроченная, реструктуризованная, мораторная и др.).

Общий порядок

Раздел содержит указание тезисов общепринятого плана по работе с дебиторкой, принцип исчисления сроков, формирования обязательств. Например, для компаний по оказанию жилищно-коммунальных услуг идет четкое разграничение сроков оплаты для населения, юридических лиц, бюджетных организаций: существует авансовая и кредитная система оплаты. Соответственно будут различаться моменты возникновения у пользователей кредиторских обязательств.

Отражению подлежат условия оценки, анализа, инвентаризации долгов. Утверждается график заседаний комиссии по урегулированию нестандартных вопросов и ситуаций, фиксируются основания для списания, прекращения действия неисполненных обязательств.

Этапы работы с текущими долгами

Определяется порядок направления документов на оплату (счета, квитанции), уведомлений о необходимости осуществления обязательного платежа. Данный пункт направлен на раннее взыскание долгов, сдерживание динамики роста. Отдел по работе с дебиторской задолженностью рассылает неплательщикам извещения о необходимости исполнения в указанный срок договорных обязательств.

Регламент может быть дополнен различными пунктами

Мирное урегулирование

Специалисты осуществляют комплекс мер по досудебному разрешению спора и истребованию суммы неисполненного перед кредитором обязательства. Помимо текущей работы сотрудников компании в виде личного общения с должником, телефонных контактов, деловой переписки, допускается вовлечение в процесс специализированных коллекторских фирм.

Правовая деятельность

Исполнители предпринимают все возможные действия по защите гражданских прав общества в суде посредством подачи искового заявления и инициирования разбирательства. В разделе определяются этапы сбора, подготовки, подачи документов в арбитраж. При положительном исходе дела исполнительные бланки передаются судебным приставам для запуска процедуры принудительного взыскания.

Согласно регламенту полномочия работников кредитора на этом не заканчиваются, они обязаны отслеживать все этапы исполнительного производства после издания постановления, своевременно оспаривать действия ФССП, чтобы взыскать максимально возможную сумму и получить возмещение судебных издержек, договорных неустоек с должника.

Заключительные моменты и приложения

В данном абзаце приводятся дополнительные параметры по работе с клиентами, определяется порядок разработки и дополнения регламента.

На последних листах положения прикрепляются типовые формы документов для управления ДЗ и процедурой взыскания. Например, это могут быть бланки письма по оплате, претензии, уведомления, соглашения и др.

Можно использовать примерный образец положения о работе управляющей компании с дебиторской задолженностью. Подобный регламент по работе с задолженностью позволяет обеспечить непрерывный контроль обязательств контрагентов, исключить формирование и рост неликвидных долгов, предотвратить возникновение факторов риска. Четкость, слаженность действий исполнителя позволят компании достичь высокого уровня оборачиваемости средств, получить максимальную сумму прибыли и занять достойное место в рыночном сегменте.

Публикации по теме