Встроенные стабилизаторы: понятие, виды, экономический смысл. Финансовая политика

Встроенные стабилизаторы представляют собой вид инструментария, созданного с целью упредить "перегрев" экономической системы при неконтролируемом росте показателей. Кроме того, этот экономический механизм позволяет избежать или снизить отрицательные последствия во время спада, не требуя при этом каких-либо активных действий со стороны политического или экономического управления. Зачастую рассматриваются на примере фискальной политики, но могут включать в себя и инструментарий другого рода. При определенной поддержке со стороны государства и действиях на упреждение позволяют избежать ситуации, в рамках которой действителен профицит бюджета, но экономические показатели сокращаются.

Цикличность колебаний экономики и место встроенных стабилизаторов

Пожалуй, даже далекий от экономики человек слышал о "длинных волнах" Кондратьева. Согласно этой теории, постоянное движение вверх, то есть рост экономических показателей, сокращение дефицита бюджета, наращивание темпов производства, возможно только до определенного момента (пик или верхний экстремум на линии экономического колебания). После этого наступает спад. Заводы изготавливают больше, чем покупают потребители, в условии довольства сокращается КПД рабочей силы, замедляется прогресс. Наступает падение, затем рецессия и дно, от которого после этого стартует новый подъем. Волна находится между двумя экстремумами этой функции и может продолжаться 60 лет, 8 или 2 года, в зависимости от ее длинны.

Где в этой схеме тот самый "рычаг"

Автоматический стабилизатор существует вне зависимости от положения политического строя или курса государственного аппарата. Предотвращает ускорение наступления "перегрева" и смягчает падение, что позволяет свести колебания к менее острой фазе. На практике это превращает экономику с резкими скачками в 8-10 лет в более спокойную модель. Впрочем, это возможно только в том случае, если происходит своеобразная "обратная связь" между выбранной моделью развития экономики государства и встроенными стабилизаторами.

Корреляция показателей

То есть такой тормоз существует вне зависимости от действий правительства, но его эффективность и курс находятся в прямой корреляции. При этом важно избегать политики "закручивания гаек", поскольку она противоречит другим целям фискального инструментария, стимулированию вариативности предложения и объемов производства.

Бюджетная политика в качестве "стандартного" ответа

Что такое профицит бюджета простым языком? Фактически речь идет о положительном сальдо государственного баланса. То есть страна тратит меньше, чем получает, из-за чего появляется определенный запас денег. Это кажется весьма приятным показателем, но лишь до определенного момента. Без соответствующего перераспределения средств, например, на пособия, социальную обеспеченность, государственные предприятия или дотации, это просто изъятие денег из экономического оборота, мертвый груз, который будет бесполезен на этапе инфляции. Промедление с решением по данному вопросу приведет к тому, что контрагенты выплатят налоги, но те не будут потрачены. По факту компании просто потеряют огромный капитал.

Вопрос налогов

Задача эффективной бюджетной политики государства заключается в том, чтобы упразднить риск такого сценария. Например, наиболее простым и успешным внутренним стабилизатором являются налоговое обложение. Можно заявить: "Как же так, ведь налоги устанавливает государство, где же тут автоматизм?". Однако речь идет о прогрессивной ставке, которая считается одной из наиболее эффективных. При угрозе чрезмерного профицита такая система автоматически повышает норму стяжения с ключевых игроков и ослабляет ее при этапе падения в экономической системе.

Виды и различия внутренних стабилизаторов

Существует не менее трех основных категорий рычагов торможения экономики, а именно:

  • Налогообложение. Сложная формулировка "недискреционная фискальная политика" означает лишь то, что уже было нами изложено: выше налоги во время подъема, а ниже - при падении. Сюда же следует добавить варианты стяжения, зависящие от продаж, а также прибыли физических лиц и корпораций.
  • Пособие по безработице. Имеет множество вариантов. Вернувшись к вопросу о том, что такое профицит бюджета простым языком, можно сказать, что это нежелание безработных работать. Во время подъема такие дотации сокращают, включая ограничивание потребительского потенциала и спрос при "перегреве", а при падении увеличивают. Люди получают от государства больше, тратят чаще, что в итоге способствует продуктивности контрагентов, а цели фискальной политики выполнены.
  • Бюджетные правила. Имеет смысл только в том случае, если коррумпированность государственного аппарата находится на низком уровне. Такие правила созданы для перераспределения бюджета во время различных фаз цикла колебания экономики. Например, перед пиковым состоянием часть средств отправляется в резервный фонд, который обеспечит "мягкую подушку" при падении. Это возможно, если капитал не осядет в частном секторе до той самой рецессии.

Встроенные стабилизаторы экономики созданы для привнесения порядка в хаос любой модели, которая больше, чем маленькое домохозяйство. Но если аппарат не использует такой инструментарий в полную силу, то появляются нецелесообразные траты при экономическом подъеме, воровство капитала, создание льготных налогов для ключевых корпораций, которые должны платить больше.

Суть антицикличной политики государства

В 1862-м году Клеман Жюгляр, проанализировав положение дел во Франции, пришел к выводу, что кризис следует рассматривать, как нечто закономерное. То есть упадок в экономике произойдет в любом случае, вопрос в том, будет ли государство к нему готово, и насколько тяжело он скажется на состоянии модели, в целом. Антицикличная политика призвана повысить эффективность внутренних стабилизаторов. Например, упразднение бюрократичной волокиты вокруг налогового обложения и перенос документооборота в виртуальное пространство. Оперативность и эффективность внутренних стабилизаторов вырастет. Поскольку деньги поступают в бюджет быстрее, скорость их распределения также увеличивается. Впрочем, непосредственно сама антицикличная политика подразумевает гораздо больше различных инструментов, включая и те, которые направлены на упразднение коррупции. Однако охватить их все в рамках одной статьи невозможно.

Преимущества поддержки такого механизма

Бюджетная политика государства становится более эффективной и своевременной - вот ключевое преимущество поддержки внутренних стабилизаторов. Вместо простоя деньги возвращаются в экономику и приносят прибыль, а модель начинает работать лучше. Остальные плюсы "тормозов" можно описать таким образом:

  • Оперативность. Пока законопроект проходит несколько чтений и корректировок, прогрессивная ставка налогообложения уже работает. Аппарат только анализирует положение ключевых "китов" на рынке, а бюджет уже пополняется за счет более высокого стяжения с "пополневших" корпораций.
  • Широкий охват. Стабилизатор поправляет ситуацию в целом. При эффективной работе бедные в условиях экономического падения не оказываются в еще более плачевном состоянии, а тратят средства резервного фонда, собранного за счет избытка капитала несколько лет назад.
  • Отсутствие отрицательных последствий. В отличие от обоюдоострой политики "закручивания гаек", стабилизаторы позволяют поправить ситуацию без критических последствий. Да, корпорации станут платить больше, но за счет роста спроса со стороны потребителей, получивших дотации, прибыль станет значительно выше (в долгосрочной перспективе).

Как видим, при эффективной модели построения политики государственного аппарата стабилизаторы позволяют продлить подъем и сократить стагнацию, что практически всегда приводит к удовлетворительному результату.

Некоторые изменения в государственных расходах и налогах могут происходить автоматически путём встроенной стабильности.

Встроенная стабильность возникает в результате того, что реальная налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий – и в дальнейшем под термином «налоги» будут подразумеваться чистые налоги), который изменяется пропорционально величине ЧНП, доходов. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП, дохода и, наоборот, в случае падения доходов налоговые поступления будут также падать.

Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») изменяются прямо противоположно. Выплаты субсидий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам – все они сокращаются во время экономического подъёма и возрастают во время спада производства.

Действие механизма встроенной стабильности отображено на рис. 2.3.

Государственные расходы (G) в схеме (рис. 2.3) считаются заданными и независимыми от величины ЧНП, дохода (Y), они утверждаются правительством на постоянном фиксированном уровне. Правительство определяет величину налоговых ставок, но не определяет размер налоговых поступлений. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень Y, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и Y зафиксирована в поднимающей линии Т.

Налоговая система, изображённая на рис. 2.3, создаёт некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и спаду, и безработице.

Встроенный стабилизатор – это люба мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам, в частности, относятся: прогрессивные ставки налогов на доходы физических лиц, ставки налогов на прибыль, добавленную стоимость, акцизы на товары, система пособий по безработице и социальных выплат и др.

Обеспечиваемая налоговой системой встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного Y, они лишь ограничивают размах или глубину экономических колебаний. Поэтому для коррекции инфляции или спада сколько-нибудь значительных масштабов требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.

Встроенная стабильность делает рискованным использование данных о текущих (фактических) бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя оценки фискальных действий правительства. Так, рост дефицита государственного бюджета может быть вызван как стимулирующей дискреционной фискальной политикой правительства, так и снижением налоговых поступлений в результате падения Y в фазе спада экономического цикла. Таким образом, здесь нельзя сказать ничего существенного о фискальной деятельности правительства – т.е. правильно ли оно манипулировало налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Каждый конкретный бюджетный излишек или дефицит состоит из двух частей. Величина одной определяется текущими решениями правительства о расходах и налогах, а величина другой – результатами деятельности встроенных стабилизаторов в зависимости от изменения Y (его отклонений от потенциального значения Y), в течение экономического цикла. В результате появилась проблема выделения в каждом текущем бюджетном излишке или дефиците доли влияния дискреционной фискальной политики и доли встроенных стабилизаторов.

Данная проблема была решена экономистами путём введения понятия бюджета при допущении полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы федеральные бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Федеральные бюджетные излишки или дефициты, которые были бы при функционировании экономики в условиях полной занятости на протяжении года, являются результатом дискреционной фискальной политики правительства и составляют её долю в текущих бюджетных дефицитах или излишках. Разница между текущими бюджетными излишками или дефицитами и излишками или дефицитами при бюджете полной занятости – результат действия встроенных стабилизаторов (недискреционной фискальной политики правительства) в зависимости от изменения объёма выпуска, дохода (Y) в течение экономического цикла и представляет их долю в текущих бюджетных излишках или дефицитах. Действие встроенных стабилизаторов представляет порождает циклический дефицит федерального бюджета, вызванный спадом деловой активности и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.

В рамках экономической политики государства важное место занимает финансовая политика, которая представляет собой совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления государством своих функций и решения возложенных на него задач. Она проявляется в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов, их распределения между классами, социальными группами и слоями населения, отраслями и регионами страны, в финансовом законодательстве, структуре государственных доходов и расходов . Финансовая политика предопределяется характером общественного строя, отношениями собственности и взаимоотношениями между классами и социальными группами.

Для упрощения понимания содержания происходящих процессов под воздействием сознательного бюджетно-налогового регулирования вводятся следующие ограничения и допущения:

  • абстрагирование от внешнеторговой деятельности;
  • неизменность объема инвестиций ;
  • независимость потребления и инвестиций (частных расходов) от правительственных закупок;
  • равенство национального продукта, национального дохода и личного дохода;
  • постоянство налога вне зависимости от ЧВП;
  • неизменность уровня цен;
  • воздействие фискальной политики признается только в отношении факторов совокупного спроса.

Финансовая политика бывает дискреционной и автоматической (встроенных стабилизаторов).

Дискреционная финансовая политика

Дискреционная финансовая политика представляет собой манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на национальное производство, занятость, денежное хозяйство в интересах обеспечения экономического роста. После введения вышеотмеченных ограничений и предпосылок рассмотрим сначала обособленно воздействие государственных расходов и налогов на объем общественного производства, а затем — в их взаимодействии с целью выявления кумулятивного эффекта.

Равновесный объем национального производства, как известно, можно представить в виде

Q н.п. = П + И + Р г,

где Q н.п. — объем национального производства; П — потребление; И — инвестиции ; Р г — государственные расходы.

В данном случае мы абстрагируемся от налогов и, следовательно, государственные расходы финансируются за счет не налоговых поступлений, а бюджетного дефицита, т.е. дефицитного финансирования. Для упрощения анализа предположим, что государственные расходы увеличиваются с нуля и, следовательно, они измеряются величиной Р г. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от инвестиций, так как находит свое проявление мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Это связано с тем, что государственные расходы и инвестиции не зависят от национального производства и влияют на функцию потребления.

Если предположить, что предельная склонность к потреблению (ПСП) равна ¾, то мультипликатор государственных расходов М р.г. составит:

Следовательно, каждый рубль государственных расходов на закупку товаров и услуг увеличивает на 4 руб. объем национального производства, что свидетельствует о приращении вторичных (производных) расходов в народном хозяйстве. Графическая интерпретация этого процесса представлена на рис. 32.1.

Рис. 32.1. Влияние государственных расходов на национальное производство в рамках модели «совокупные расходы - выпуск»

Влияние государственных расходов на производство

Как видно из рис. 32.1, объем национального производства без государственных расходов составил величину, равную Q K , точка К соответствовала равновесному состоянию расходов и производства. Увеличение государственных расходов (Р г) вызвало прирост национального производства (ΔQ н.п), который выразился в новом объеме национального производства (Q N). Точка N свидетельствует об установлении нового равновесия в рыночной системе. Повышение уровня национального производства было обусловлено ростом общих доходов благодаря государственным расходам. Финансовая политика, которая приводит к увеличению совокупных расходов, называется экспансионистской.

Политика встроенных стабилизаторов

Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.

Встроенный стабилизатор — это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице , социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

Налоги как встроенный стабилизатор

Налоги являются регулирующим средством уровня сбережений. При наличии больших сбережений в условиях неполной занятости они рассматриваются в качестве пассивного источника доходов , не используемого в производстве. В связи с этим излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Изъятие части доходов, получаемых от сбережений, путем налогообложения открывает возможность государству финансировать за счет этих средств инвестиции и государственные расходы . В рамках экономического цикла налоги выполняют роль встроенных стабилизаторов: в фазе подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые сборы; а при спаде налоги уменьшаются быстрее, чем сокращаются доходы.

В дальнейшем последователи Дж. Кейнса предложили разделить объекты налогообложения по их отношению к потреблению и сбережению. В первом случае налогообложению подвергается конечная стоимость потребляемых продуктов, во втором — только процентная ставка по вкладам. Отсюда возникла идея налога на потребление, который рассматривается, с одной стороны, как средство борьбы с инфляцией , а с другой — как метод поощрения сбережений. В результате налогового давления предполагается переключать денежные ресурсы либо прямо на инвестиции, либо на сбережения, которые с помощью той же бюджетной политики изъятия сбережений трансформируются в капиталовложения. Сбережения долгосрочного характера — фактор будущего экономического роста.

При этом предполагается проявление закономерности в динамике потребления и доходов в фазе спада: расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, что провоцирует дополнительный (ажиотажный) спрос. Следовательно, ставки налога на потребление должны быть более высокими, чем при обложении подоходным налогом. Поэтому такая налоговая система «не тянет» на встроенный стабилизатор. Предполагается, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для товаров первой необходимости, будет более справедлив, чем фиксированный налог с продаж.

Классическая (консервативная) концепция налоговой политики

На первоначальном этапе классическая концепция рассматривала налоги только как источник доходов государственного бюджета , так как экономика признавалась устойчивой саморегулирующейся системой. А. Смитом было сформулировано положение, согласно которому государство выигрывает от снижения налогового бремени в результате того, что средства, освобожденные от налогообложения, порождают доходы, налоги с которых пополняют казну. Затем это положение было скорректировано в направлении обеспечения «эффективного предложения», что априори признавало свободную конкуренцию , естественность и устойчивость экономических систем. Отсюда и отказ государству в его регулирующей роли. Если таковая и признается, то только лишь для устранения препятствий, мешающих проявлению закона свободной конкуренции.

Поэтому бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на резкое сокращение расходной части бюджета и понижение уровня налоговых ставок. Это ведет к увеличению количества источников накопления предприятий , активизирует деловую и инвестиционную активность, что благоприятно скажется на хозяйственных процессах.

Взаимодополнение кейнсианской и классической концепций налоговой политики

Обратимся к графику, который позволит представить обе концепции, если можно так выразиться, во взаимодополнении (рис. 32.6).

Рис. 32.6. Воздействие фискальной политики на спрос и предложение

Предположим, что при совокупном спросе (кривая С с) и совокупном предложении (кривая П с) равновесный объем продукта равен Q К, при уровне цен Ц К. Допустим также, что при данном объеме производства существует значительный контингент незанятых работников, т.е. налицо высокий уровень безработицы . Если в этих условиях правительство осуществляет меры по снижению налогов , то это не замедлит сказаться на росте доходов , повышении уровня спроса. (Здесь можно отвлечься от старого кейнсианского правила о неизменности цен и заработной платы .) В таком случае под давлением возросшего спроса производство национального продукта увеличится до объема Q L при одновременном повышении цен до уровня Ц L . Кривая С с смещается в положение. Здесь налицо воздействие щадящей фискальной политики на повышение уровня экономической активности через стимулирование совокупного спроса.

Теперь обратимся к совокупному предложению и попытаемся выявить последствия принятых фискальных мероприятий. Во-первых, допустим, что население не будет полностью расходовать возникшее приращение в доходах исключительно на потребление, а какую-то его часть оставит в форме сбережений. Это допущение и экономически, и особенно психологически оправдано, так как имеем дело с довольно сложной и трудной экономической ситуацией. Поэтому появляется желание отложить и на будущие покупки, и на «черный день», ведь «темная полоса» жизни еще не миновала.

Одновременно получают налоговые поблажки и предприниматели , у которых возрастает прибыль , остающаяся в их распоряжении, а главное, повышается уровень рентабельности (отдачи) инвестиций . В целом же и рост сбережений населения, и увеличение прибыли предприятий ведут к повышению нормы накопления капитала , что открывает возможность активизации инвестиционной деятельности. Кроме того, снижение уровня налогообложения доходов трудящихся усиливает у них стимулы к труду. Это связано с повышением интенсивности и производительности труда, удлинением рабочей недели, отменой отпусков, т.е. с факторами краткосрочного периода.

Поэтому активизация трудовой деятельности не может не сказаться на росте предложения, что графически находит свое выражение в смещении кривой совокупного предложения (П с) в положение П с. Это указывает, с одной стороны, на увеличение национального производства до объема Q M и, с другой — на понижение уровня цен до Ц M .

В данной модели становится весьма очевидным переплетение как краткосрочных факторов (стимулирование совокупного спроса и частично предложения через фактор труда), так и долгосрочных (стимулирование совокупного предложения с помощью инвестиций). Поэтому, с нашей точки зрения, здесь необходимо не противопоставлять эти два аспекта финансовой политики, доказывая правоту одного и несостоятельность другого, а видеть их взаимодополняемость и переходность стимулирующей функции от спроса к предложению, что позволит соединить кратко- и долгосрочные аспекты развертывания экономической активности.

Финансовая политика в России

Оценивая возможные направления совершенствования финансовой системы России и ее финансовой политики, можно четко выделить два из них: эволюционное и революционное. Необходимо отметить, что они объективно вытекают из двух диаметрально противоположных концепций экономической политики по трансформации сложившейся социально-экономической системы и выхода страны из глубочайшего кризиса.

Эволюционисты исходили и исходят из необходимости осторожного и осмотрительного реформирования экономики и социальной системы (именно реформирования), опираясь на сочетание элементов сложившейся системы хозяйств как объективно неизбежной данности с кейнсианской концепцией выхода из кризиса и регулирования национальной экономики с целью формирования на первоначальном этапе двух секторов смешанной экономики — рыночного и государственного. Речь идет, в некотором смысле, о «новом курсе» Ф. Рузвельта, но осложненного российской спецификой: наличие мощного государственного сектора, сверхвысокий уровень несовершенных рыночных структур (господство монополий и олигополий), формальное упразднение которых вносит только хаос, высокий уровень социальной защищенности населения, наконец, общественная психология и вековые национальные традиции государствообразующей нации.

Отсюда большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике, сориентированной на стимулирование и финансирование производства, принятие протекционистских мер по его защите, особенно в тех секторах, которые сталкиваются либо с недобросовестной конкуренцией со стороны импорта, либо с недостаточной конкурентоспособностью отечественных отраслей, определяющих индустриальное лицо национальной экономики. При этом денежно-кредитная политика рассматривается в качестве мощного вспомогательного инструмента, который во взаимосвязи с финансовой политикой призван формировать условия для экономической активности. Такой политике пока не суждено реализоваться в силу политических причин.

Но выбор был сделан в пользу революционных преобразований на основе политики монетаризма, которая тут же стала воплощаться в самых безответственных актах так называемого невмешательства государства в экономику. Что касается фискальной политики, то она была превращена во вспомогательное средство реализации денежно-кредитной политики по оздоровлению денежного хозяйства. Если существующее положение считать нормальным, то цена, заплаченная за его достижение, — разрушение научно-технического, производственного, военно-стратегического, социально-образовательного, интеллектуально-культурного потенциалов великой державы — тысячекратно перекрывает полученные результаты.

Жесткая денежно-кредитная политика сопровождалась и сопровождается колоссальным урезанием государственных расходов на товары, услуги, развитие социальной сферы — базы будущего любого индустриально-информационного общества . Кроме того, самые жесточайшие налоговые мероприятия, вопреки положению Лаффера, высокие процентные ставки и непомерное налоговое бремя для товаропроизводителей поставили «на дыбы» национальную экономику, которая затем рухнула в пропасть рукотворного не только экономического, но и социально-политического кризиса.

Доля налогов в доходах предприятий превышала 85—90%, а ведь для стран монетаристской ориентации она составляет 25—35%, для стран кейнсианской ориентации — 35—45%. Такой уровень налогообложения полностью парализовал национальную экономику даже в условиях относительно низкого уровня процентных ставок. За все годы реформ уровень процентных ставок значительно превышал средний уровень рентабельности производства в стране. Это и привело вместе с налоговым процессом к такому положению, когда темпы падения инвестиций опережали темпы падения всех остальных макроэкономических показателей.

Выводы

1. Финансовая политика — одна из важнейших составляющих экономической политики государства. Она включает в себя мероприятия по мобилизации и использованию финансовых ресурсов.

2. Различают дискреционную и автоматическую политики. Дискреционная финансовая политика сопряжена с манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия на различные сферы хозяйственной деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования.

3. В рамках налоговой политики необходимо различать классическую и кейнсианскую концепции. Классический подход оценивает налоги только как источник государственных доходов, ибо экономика считается саморегулирующейся. Регулирующая роль налогов признается лишь в части содействия развитию свободной конкуренции. Кейнсианский подход оценивает налоги как средство сбалансирования бюджета , стимулирования риска капиталовложений, регулирования сбережений, увеличения государственных расходов и инвестиций, одним словом, как средство формирования «эффективного спроса».

Однако в реальной действительности при осуществлении финансовой политики оба эти подхода используются в их комбинации.

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы  

Антициклическое (или антикризисное) регулирование заключается в выработке и реализации правительством соответствующего уровня экономической политики , основанной на применении автоматических или встроенных стабилизаторов, таких, как подоходный налог , налог на прибыль, пособия по безработице, субсидии на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д., с целью смягчения отрицательных воздействий циклического колебания в экономике на развитие государства (региона).  


Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы или инфляции, но не в состоянии избавить экономику от первого и от второго.  

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний , смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов -с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

Автоматическая Ф.п. исходит из неизменности налоговых ставок и правительственных расходов в периоды циклических колебаний экономики . Основным постулатом сторонников автоматической Ф.п. является положение о наличии в экономической системе так называемых встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Именно так, в частности, действует, по их мнению, налоговая система . В период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и сдерживают экономический подъем. По мере того как экономика продвигается к более высокому уровню, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда производство  

Объясните принцип действия встроенных (или автоматических) стабилизаторов. Чем различаются пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы с точки зрения достигнутой автоматически стабильности экономики  

Дискреционные1 регуляторы. Они для своего проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так (принятием очередного закона или указа) время от времени вводятся, скажем, дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий и оплаты труда . 2 Автоматические регуляторы, напротив, в нужный момент действуют самостоятельно, благодаря "встроенным стабилизаторам", которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определенных условиях . Например, прогрессивная налоговая система автоматически "включает" повышенную ставку налога на доходы, превысившие определенный уровень. Так же может действовать и система индексации доходов , увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.  

Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (

Структурная политика

До сих пор мы рассматривали такие мероприятия стабилизационной политики, которые сдвигают кривую совокупного спроса. О необходимости осуществления структурной политики говорят тогда, когда неудовлетворительное состояние экономики связано с совокупным предложением: низкая производительность труда и неудовлетворительное качество продукции, часто случающиеся трудовые конфликты (забастовки). На этом основании структурную политику называют также политикой предложения. Отцами-основателями структурной политики признаны президент США в 1981–1989 гг. Рональд Рейган и премьер- министр Великобритании в 1979–1990 гг. Маргарет Тэтчер, которые осуществляли ее в годы своего правления.

С позиций политики предложения положительный эффект снижения налогов состоит в стимулировании не спроса на блага, а интенсификации производства (замена свободного времени рабочим; см. параграф 6.1). К мероприятиям структурной политики относятся разгосударствление экономики, участие государства в финансировании НИР, в переподготовке и повышении квалификации работников, смягчение ограничений на условия заключения трудовых договоров и требований по охране окружающей среды. Одним из важнейших направлений структурной политики является создание современных социально-экономических институтов, обеспечивающих благоприятные условия для развития бизнеса в стране.

Примером в целом успешной структурной политики в начале XXI в. служит принятая в 2003 г. социал-демократическим правительством ФРГ во главе с канцлером Г. Шредером "Программа 2010" (Agenda, 2010) с девизом: "Больше самоответственности, меньше государства". В соответствии с ней были изменены институциональные условия функционирования рынка труда, системы государственной поддержки здравоохранения и социального обеспечения. Отмена законодательно установленной минимальной ставки заработной платы, сокращения сроков выплаты пособий по безработице и расширение прав предпринимателей при сокращении штатов привели к снижению безработных с 5,3 до 3,1 млн при увеличении пенсионного возраста с 65 до 67 лет. "Программа 2010" предусматривала создание более благоприятных условий для организации и ведения мелкого бизнеса за счет облегчения налогообложения и регистрации. Налог на прибыль корпораций снизился с 53 до 45% и увеличен размер необлагаемого годового дохода работников. В течение пяти лет предусматривалось увеличить государственные расходы на школьное и высшее образование.

Структурные реформы, как правило, встречают активное сопротивление со стороны различных групп граждан. Р. Рейган пошел на увольнение 11300 авиадиспетчеров, участвовавших в забастовке с требованием повысить заработную плату; после этого профсоюзное движение в США заметно ослабло. С значительно большим забастовочным движением пришлось столкнуться М. Тэтчер. В 1979 г. количество забастовок в Великобритании достигло 4583, приведших к потере более 29 млн рабочих дней.

В последующие годы количество забастовок стабильно снижалось: 1221 в 1984 г. и 630 в 1990 г. Число членов профсоюзов сократилось с 13,5 млн в 1979 г. до 10 млн в 1990 г. В ФРГ против "Программы 2010" профсоюзы тоже бастовали и проводили многотысячные демонстрации; считается, что она стала началом конца канцлерства Г. Шредера. Но после реализации ее основных задач ФРГ стала локомотивом европейской экономики. В своей речи 30.11.2005 при вступлении в должность канцлера А. Меркель в частности сказала: "Я благодарна канцлеру Шредеру за то, что он “Программой 2010” мужественно и решительно открыл двери для

приспособления нашей социальной системы к новому времени". Социологический опрос, проведенный через 10 лет после принятия этой программы, показал, что 44% немцев оценивают ее положительно и 43% отрицательно .

В России давно назревшие структурные реформы позволяли откладывать высокие мировые цены на энергоносители. Снижение более чем вдвое цены нефти осенью 2014 г. заставило Правительство РФ обратить особое внимание на структурную политику .

Встроенные стабилизаторы

Стабилизация экономической конъюнктуры посредством усиления притоков в народнохозяйственный кругооборот в периоды рецессии и оттоков в периоды экспансии экономической активности обеспечивается нс только дискреционными (проводимыми по усмотрению властей) решениями правительства, но и автоматическим действием некоторых социальных инструментов, встроенных государством в рыночный механизм, – так называемыми встроенными стабилизаторами. Пол Самуэльсон назвал встроенные стабилизаторы "первой линией обороны". В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также система поддержания цен на продукцию фермеров.

В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства. К встроенным стабилизаторам относится Стабилизационный фонд или Фонд будущих поколений. Он формируется в странах, бюджетные доходы которых существенно зависят от экспорта сырьевых и энергетических ресурсов, и выполняет роль амортизатора при резких колебаниях мировых цен. В России Стабилизационный фонд был основан 1 января 2004 г. Он аккумулировал доходы от вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на ее добычу при мировой цене нефти, превышающей базовую (заложенную при формировании бюджета). Средства этого Фонда могли быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Если накопленный объем средств Фонда становится более 500 млрд руб., сумма превышения могла быть использована на иные цели.

Когда в 2005 г. Стабилизационный фонд России впервые превысил 500 млрд руб., часть денег была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. В 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния; первый наследовал функции Стабилизационного фонда, а второй предназначался для софинансирования добровольных пенсионных накоплений и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. В 2009–2010 гг. Резервный фонд был полностью использован по своему назначению и стал восстанавливаться в последующие годы по мере повышения цен на нефть. В 2014–2015 гг. Резервный фонд снова сыграл роль антикризисной подушки.

  • Abendzeitung. Miinchen, 13.03.2013.
  • "Во многом именно $50 за баррель являются главной надеждой сторонников структурных реформ в правительстве РФ, возврат цен к уровню $100 может повторить сценарий самоуспокоения 2011–2012 гг.". Цит. по: премьер-министра России И. Шувалова на форуме "Давос 2015".

Публикации по теме